Инвестиции в Рынок медицинских услуг в условиях кризиса

Стоматологические статьи
  • 21 января 2009
  • 1663
Маркетинг и менеджмент
Обзор
Несмотря на финансовый кризис, темп роста на рынке платных медицинских услуг не будет замедляться. Стремительный рост рынка продолжиться в связи с сокращением теневого сектора и неудовлетворительным качеством бесплатной медицинской помощи. При существующих темпах роста рынок платных медицинских услуг в РФ к 2011 году может достигнуть 450 млрд. рублей.

Усиленное развитие платных медицинских услуг происходит в наиболее крупных городах. В Москве полисом ДМС владеет только 4% жителей Москвы, но, тем не менее, объем взносов по ним в 2006 году составил порядка 23 млрд. руб. Объемы рынка добровольного медицинского страхования в России в 2007 году оцениваются экспертами в 68, 8 млрд. рублей.

По данным агентства DISCOVERY Research Group темпы прироста рынка ДМС за последние пять лет составляют 25—30%. В настоящее время сектор ДМС насыщен в первую очередь корпоративными договорами — он составляют 90% портфеля страховых компаний. На долю индивидуальных клиентов приходится лишь 5—10%. Около 40% жителей Москвы осуществляло в той или иной форме неофициальные платежи врачам. Теневой оборот в государственных клиниках составил около 7 млрд. руб.

Объем московского рынка платных медицинских услуг (без учета теневого сектора, стоматологии и частнопрактикующих врачей) в 2006 году составил 28 800 млн. рублей, в то время как тот же показатель в 2003 году был равен 9 600 млн. рублей.

Рынок коммерческой медицины в основном разделен на четыре сектора: стоматология, гинекология и урология, диагностика и косметология, небольшой процент занимают клиники, которые оказывают широкий спектр услуг — от диагностики до хирургических операций (таких клиник в РФ единицы).

По прогнозам экспертов российский рынок платных медицинских услуг в ближайшие годы будет расти на 12% в год, а в Москве прирост пользования платными медицинскими услугами составит 30%. Эти данные подтверждаются тем, что 20% москвичей являются представителями среднего класса, на их долю приходится 25% от общего дохода всех жителей столицы. По имеющимся данным, при выборе частной клиники чаще всего потребители учитывают советы друзей и знакомых (45, 4%).

Развитие рынка платных медицинских услуг тормозится государственными учреждениями здравоохранения, которые предлагают клиентам платные услуги по демпинговым ценам. Еще одной весьма острой проблемой развития отрасли платных медицинских услуг является высокий уровень первоначальных инвестиций в открытие клиники платной медицины. Игроки рынка платных медицинских услуг часто сталкиваются с проблемами нахождения и удержания профессиональных врачей.

Общими тенденциями рынка частной медицины являются укрупнение формата и расширение профиля частных клиник, а также формирование сетей медицинских учреждений. Вместо одиночных медицинских кабинетов во многих российских городах в ближайшее время могут появиться пять-шесть крупных многопрофильных медицинских центров. При этом главной задачей крупных игроков становится формирование бренда клиники. Одной из последних тенденций отрасли является развитие государственно-частного партнерства.

В тексте использованы данные агентства DISCOVERY Research Group.

Регулярно читаете статьи по специальности? Подпишитесь на нашу рассылку.

No comments yet