Каждому университету — по клинике

Стоматологические статьи
  • 22 января 2009
  • 2005
Маркетинг и менеджмент
Обзор
Каждому университету — по клинике

Анатолий Михайлович Аванесов, профессор, заведующий кафедрой общей стоматологии Российского университета дружбы народов, врач с 28-летним стажем, всю сознательную жизнь занимался вопросами организации здравоохранения, педагогической и научной деятельностью. Много лет работал в крупной клинике, которую возглавлял академик Андрей Иванович Воробьев. Поэтому привык смотреть на вещи комплексно — на подготовку молодых специалистов, на их мануальные навыки, на их ориентацию в медицинской среде, на отношение стоматологов к общей науке, и общей науки к ним. Анатолий Михайлович знаком с неоднозначным положением на рынке стоматологических кадров — особенно если дело касается вчерашних выпускников вузов, но знает, где искать выход из сложившейся ситуации.

— Сегодня состояние российского здравоохранения оценивается в лучшем случае как удовлетворительное. Во всех отношениях, в том числе и с точки зрения материально-технической оснащенности. Но именно на такой несовершенной базе учатся наши студенты, будущие специалисты. К тому же не секрет, что организовать подготовку стоматолога намного сложнее, чем общего терапевта. Поэтому, по большому счету, сегодня нельзя найти выпускника, владеющего полным набором всех необходимых для этой специальности навыков. Это и понятно: в лучшем случае мы готовим студентов на фантомах. Но никакой фантом не заменит конкретной клинической работы. В стоматологии без мануальных навыков просто не обойтись: это ювелирное искусство. А кто сядет в кресло к студенту 4-го курса, который только осваивает навыки анестезии?

Все мы не удовлетворены, все находимся в состоянии тревоги и взаимного недовольства. Работодатели жалуются на слабую подготовку сегодняшних выпускников, университеты сетуют, обращаясь к работодателю, что испытывают страшный дефицит клинических баз. С появлением закона о защите прав потребителей наше поле практической учебной деятельности сократилось. Сегодня пациент вправе выбирать врача, и не каждый хочет, чтобы на нем обучались студенты. А представьте многопрофильную больницу, где обходы идут один за другим. Такое нашествие студентов вызывает недовольство, а, порой, и справедливое возмущение со стороны больных.

Поэтому, признаюсь честно, сегодня мало учреждений, где хотят принимать на практику студентов-стоматологов. Начнем с того, что практическому врачу студенты не нужны. Ему за них не платят, но спрашивают за те ляпсусы, которые возможны на этапе обучения. К тому же, он совершенно не обязан заниматься этим. А командированный на время прохождения практики ассистент тоже не в состоянии уследить за каждым. Даже само посещение клиник студентами — в какой-то степени нарушение санэпидрежима, нарушение общебольничного режима. С этим мы тоже должны считаться. Поэтому здесь возникает конфликт интересов. Университеты стали сегодня существенным бременем для практического здравоохранения. Однако отдача со стороны научно-педагогического сообщества практической клинике не всегда равнозначна затратам, которые несет учреждение здравоохранения.

Значительные коррективы «со знаком минус» вносит платное обучение, когда родители покупают будущую профессию ребенка безо всякой его душевной заинтересованности в ней. Зачастую, даже окончив вуз, такой студент не становится по своему духу медиком.

Сегодня очень актуален вопрос о распределении выпускников. Я часто задаю вопрос пятикурсникам, кто из них готов уехать из Москвы. 85—90% хотят остаться в столице. Но как тогда развивать здравоохранение в регионах? Мы уже столкнулись с проблемами в сельском здравоохранении. Почему на государственном уровне сегодня не определяется, где есть заинтересованность в молодых специалистах, где их примут с распростертыми объятьями? Кто гарантирует выпускнику приемлемые жилищно-бытовые условия и безопасность? А насколько оснащено то учреждение, где он будет работать? Никто же сейчас не захочет начинать свою работу «с нуля», когда буквально нет ничего — ни пинцета, ни скальпеля, не перевязочного материала.

Негативно сказывается на рынке труда проведение бесконечных коммерческих конференций, семинаров, обучающих курсов и т.д.: у молодого специалиста просто кружится голова — сегодня он совершенствуется в терапии, завтра в имплантологии, затем в хирургии. Он постоянно мигрирует от одной выставки к другой, третьей, четвертой и не в состоянии определиться, что же ему действительно нужно. Сегодня, подчеркиваю, даже у коммерческих структур — во всяком случае, у большинства из них — нет стратегии подготовки, привлечения и развития специалистов. Чему же мы удивляемся, когда молодые люди выбирают ту клинику, где им посулят на 50 долларов больше, ни на что более не ориентируясь? Вот истоки всех проблем, с которыми мы сталкиваемся, вот вопросы, на которые должны ответить руководители здравоохранения самого высокого ранга.

Все вышесказанное заставило меня обратиться с письмом к министру здравоохранения и социального развития России Татьяне Алексеевне Голиковой. Идет реформирование медицинской сферы, но о его результативности говорить пока не приходится, что еще раз убеждает: мы должны смелее предлагать свои идеи руководителям системы здравоохранения.

На мой взгляд, единственный выход из ситуации — создание университетских клиник общего и стоматологического профиля. Когда медицинское учреждение подведомственно университету, то оно по-иному осознает стоящие перед ним педагогические, научно-практические и изыскательские задачи. Ведь его штат составляют студенты, клинические ординаторы, научные сотрудники, профессора… С другой стороны, больной, зная, что идет в университетскую клинику, уже подспудно готовит себя к тому, что в какой-то степени он будет предметом изучения. Но такие клиники должны отвечать самым высоким параметрам обеспеченности, материально-технической оснащенности, организации работы. Тогда мы сможем готовить специалистов, которые будут отвечать всем современным требованиям.

И многие университеты идут по этому пути. Например, в РУДН самое серьезное внимание уделяется оптимизации процесса обучения. Мы тоже находимся на этапе реформирования, активно решается вопрос о создании университетской клиники. Это насущная необходимость. Кафедра общей стоматологии на медицинском факультете РУДН существует 12 лет, а наши традиционные вузы — гораздо дольше. У них мощнее материально-техническая база и преподавательских состав, но, тем не менее, даже там оценка качества подготовки студентов-стоматологов далека от идеала.

Однако сейчас сложилась обстановка, которая способствует разрешению ситуации с клиническими базами. Многие больницы перепрофилируются, многие закрываются в силу финансово-экономической невостребованности или профессиональных проблем. То есть можно рассмотреть для каждого университета вопрос о закреплении за ним такого учреждения. И, при соответствующей государственной помощи, превратить их в центры развития медицинской педагогики. Без этого мы просто ничего не сделаем. В условиях рыночной экономики учебные заведения не являются профильным активом для руководителя клиники, а рассматриваются как дополнительная нагрузка. И на этапе приватизации здравоохранения, которая сейчас идет, эти противоречия примут еще более разрушительные формы.

Поэтому университеты должны объединить усилия с практическим здравоохранением, с коммерческим сообществом в подготовке и развитии кадров. К сожалению, пока этого нет. Серьезным шагом в решении данной проблемы я считаю реализацию проекта кафедры общей стоматологии РУДН, который существует уже два года. Он называется «Стоматология вчера, сегодня, завтра» и предусматривает встречи студентов с выдающимися отечественными стоматологами. На них выступали президент Ассоциации стоматологов России Владимир Вагнер, профессор Марсель Мергазизов, профессор Эдит Кузьмина и т.д. А это личности, которые в нашей стране во многом определяют моральный портрет стоматолога.

Важным по значимости направлением в проекте являются встречи с работодателями — руководителями сетевых стоматологических клиник, предлагая сотрудничество «на раннем этапе». Работодатели обращаются к нам с заказом на подготовку того или иного специалиста, например, имеющего высокие мануальные способности или склонного к научной работе. Мы проводим селекцию среди студентов начиная уже со второго курса. Ведь, скажем, если говорить о научной работе, то ее навыки студент приобретает, выступая с докладами на вузовских конференциях, публикуясь в специализированных изданиях и т. д. И потребность в таких специалистах будет только возрастать. Без научно-практической работы развитие серьезных учреждений здравоохранения уже просто невозможно себе представить. Правда, сегодня в редкой клинике вы увидите специалиста по подбору кадров, который подходит к этому вопросу стратегически. В результате реализации данного направления мы подходим к принципу подготовки специалиста «под заказ».

Однако в ряде учреждений главные врачи думают не только о сегодняшнем заработке. Они готовы к сотрудничеству, которое принесет пользу как здравоохранению в целом, так и клинике. Не менее важно, что и перед студентом открывается прекрасная перспектива: он знает не только, куда пойдет трудоустраиваться после получения диплома, но и, что у него есть возможность пройти практику в «своей» клинике, прийти туда за консультацией или поработать ассистентом. Поскольку здесь налицо взаимный интерес, полагаю, такой подход будет иметь колоссальную отдачу и с государственной точки зрения. Сейчас наши выпускники, что называется, на семи ветрах. Жизнь заставляет их думать прежде всего о сиюминутном заработке, а не о профессиональных перспективах. Процесс трудоустройства можно охарактеризовать как броуновское движение. Но нужно его как можно быстрее упорядочить.

Анатолий Михайлович АВАНЕСОВ

Главный стоматолог МПС СССР (1983—1991 гг.), Главный стоматолог МПС России (1991—1999 гг.). Врач высшей категории по организации здравоохранения, врач высшей категории по хирургической стоматологии, доктор медицинских наук, академик Международной академии наук высшей школы.

Заведующий кафедрой общей стоматологии, профессор Российского университета дружбы народов.

Регулярно читаете статьи по специальности? Подпишитесь на нашу рассылку.

No comments yet