Повседневный опыт работы с керамикой LOVE

Автор: Darryl Millwood

Когда я 30 лет назад стал работать с керамикой, техника индивидуального нанесения слоев керамического покрытия была почти неизвестна. В кабинете или лаборатории вы садились перед зуботехнической печью и просто наносили опаковый слой, дентин, прозрачную массу в область режущего края и слегка подкрашивали поверхность реставрации. И, несмотря на это, у вас было чувство, что вы делаете что-то грандиозное! Каждый был потрясен этой вновь появившейся техникой. Техникой изготовления металлокерамических протезов владели немногие, и они старались никому не раскрывать свои секреты.
Со временем все изменилось! Работать с керамикой стало проще, а работы стали более точными, к тому же повысились требования, как врачей-ортопедов, так и пациентов.

Технология нажатия кнопки?

В наше время голова закружится от широкого ассортимента керамических материалов, отвечающих самым высоким требованиям современных стоматологов, однако изобилие материалов является не столько полезным, сколько раздражающим.
Мечту потребителя о «технологии простого нажатия кнопки» невозможно осуществить на практике. В ответ на бесконечный поток новых материалов, технологий и процедур, зубной техник из лаборатории должен выбрать свой собственный путь, продираясь сквозь джунгли неограниченных возможностей.
Нет ничего легче, чем усложнить себе жизнь, и нет ничего труднее, чем сделать ее проще. Следовательно, настоящее усовершенствование технологии состоит в упрощении, а не в усложнении процедур.
С появлением на рынке керамики Kiss стало возможным выполнение всех эстетических задач простым и надежным путем. Различия между базовым и индивидуальным нанесением слоев керамического покрытия видны невооруженным глазом, но, тем не менее, индивидуальное изготовление коронки не является такой сложной процедурой, как кажется.

Назад к базовому нанесению слоев керамического покрытия

Ключевым моментом нашей деятельности является выяснение вопроса, что же именно отличает наши реставрации от естественного оригинала. На этот вопрос сможет ответить только тот, кто поймет, в чем состоит разница. Проблема при воспроизведении натуральных зубов заключается в тех материалах, которые мы используем. С одной стороны – твердая ткань зуба, обладающая определенной степенью прозрачности, с другой стороны – непрозрачный искусственный материал. Сначала нам кажется, что цвет реставрации сходен с цветом натуральных зубов пациента, но как только меняются условия освещенности, ограниченные возможности нашего мастерства сразу же становятся заметными.
Окраска натуральных зубов, как и любых видимых объектов, зависит от случайно падающего света. Часть световых лучей отражается от поверхности зуба, часть проходит сквозь его поверхность, меняет свое направление внутри структуры и отражается под разными углами, а еще одна часть света поглощается внутренней частью зуба. Динамика света в натуральных зубах формируется совокупностью характеристик падающего света, натуральной флуоресценцией и опалесценцией. Динамика света – это непрерывное изменение игры цветов, достигаемое изменением характеристик падающего света. Там где нет света, нет и цвета – только теневые зоны (рис. 1).


Рис. 1. Цвета можно различать только при свете. Сосновые иглы, находящиеся в тени, едва различимы. В воде отражается вершина горы, но из-за отражения света ее цвета изменились 

Системы металлокерамики и их соотношение со светом и цветом

При изготовлении металлокерамических протезов цвет реставрации создают, нанося более прозрачные слои керамического покрытия на каркас (изготовленный из титана или другого металла) с заранее нанесенным опаковым слоем. На цвет реставрации в этом случае влияет поверхность раздела между металлом и облицовочной керамикой. У натуральных зубов свет может проникать во внутреннюю структуру зуба и отражаться под разными углами от пульпы. Это создает окраску натурального зуба. В случае металлокерамики свет проходит сквозь керамику, и дальше его прохождение блокируется металлическим каркасом (рис. 2 и 3).

           

Рис. 2. Натуральный зуб залит светом. Свет отражается от внутренней структуры зуба
Рис. 3. Что же касается металлокерамики, то свет проходит в керамику, но блокируется металлическим каркасом, за исключением области режущего края. Керамическая облицовка коронки приобретает серовато-тусклый цвет, а коронка, отражая цвета с короткой длиной волны, выглядит неживой. Это происходит потому, что металлический каркас коронки не способен поглощать теплые янтарные цвета, находящиеся в длинноволновом диапазоне цветового спектра. Данная коронка не обладает флуоресценцией

В результате коронка обладает недостаточным свечением (люминесценцией) и выглядит слишком темной или сероватой.
Мы попытались компенсировать этот серый тон с помощью подходящих керамических материалов, обладающих двумя самыми важными световыми характеристиками натуральных зубов – опалесценцией и флуоресценцией.
Флуоресценция и флуоресцентные материалы: Флуоресцентные материалы следует в первую очередь использовать для покрытия металлических каркасов. Обычно я использую керамические массы в последовательности: Fluorescent Core (флуоресцентный опак) – Power Chroma – Flu Inside, и даже в случае нехватки места я получаю вполне натуральный цвет. Свечение флуоресцентных материалов делает возможным создание натурального цвета, глубины и теплого тона керамического покрытия. На практике флуоресценция (в упрощенном смысле) преобразует короткие волны холодного голубовато-серого диапазона цветового спектра в длинные волны оранжево-красного диапазона (рис. 4–6).

 

Рис. 4–6. Эффект флуоресценции. Как и в случае горной вершины, свет падает на зуб под разными углами. Флуоресценция керамических материалов способствует преобразованию голубовато-серых оттенков искусственных зубов (создаваемых светом с короткой длиной волны) в оранжево-красные цветовые тона (создаваемых длинноволновым светом)

Опалесценция обычно присутствует в режущей трети зуба. Натуральные зубы преломляют случайно падающий свет под определенным углом, зависящим от их внутренней молекулярной структуры. Это явление носит название опалесценции: при прямом освещении короткие волны воспринимаются нашим глазом, как голубоватый оттенок, однако при длинноволновом дневном свете, проходящем в структуру зуба, мы наблюдаем янтарный или оранжевый оттенки. Так создается знакомый нам ореол режущего края (рис. 7 и 8).
 

Рис. 7–8. Для воспроизведения эффекта ореола по режущему краю нам потребуются опаловые материалы. Эти материалы обладают эффектом опалесценции: при прямом освещении они выглядят голубоватыми за счет отражения коротковолнового света; при длинноволновом дневном свете, проникающим в структуру зуба, мы видим янтарный или оранжевый оттенки

Для имитации этого явления нам нужны материалы, обладающие опалесценцией. Такие материалы должны преломлять и рассеивать случайно падающий свет с помощью микроскопических частиц, обладающих особыми отражательными свойствами. Опаловые материалы Love (опаловые массы для оформления режущего края) состоят их таких отражающих частиц, которые являются настолько крупными, что короткие световые волны не могут проникнуть в керамическое покрытие, и поэтому будут отражаться (серо-голубоватым цветом). Длинные волны, напротив, будут проникать в покрытие, делая его цвет оранжево-красным или янтарным. Мы используем опаловые массы (Opal Effect) в области нанесения эмали, поскольку, в отличие от традиционных эмалевых и прозрачных масс, опаловая керамика меняет свою прозрачность при разных условиях освещенности. Также мы наносим слои опаловой массы для имитации возраста зубов и индивидуальных особенностей эмали данного пациента. При изготовлении индивидуальных эстетических реставраций следует обязательно оценивать возраст зубов пациента.
Рассказав немного о керамике Love, я перейду к сложным проблемам и способам их решения (рис. с 9 по 17).

 

 

 


 

 

Рис. 9. До лечения
Рис. 10–12. Стандартное моделирование – нанесение дентина/эмали и коррекционный обжиг с добавлением опаловой массы для режущего края
Рис. 13–15. Естественная красота современной керамики LOVE – эффективность используемой системы керамики
Рис. 16а–16b. Реставрация зубов с возрастным стиранием эмали
Рис. 17. Реставрация зубов пациента юношеского возраста. Эмаль имеет мутно-молочный цвет, ее поверхность не стерта




 

Регулярно читаете статьи по специальности? Подпишитесь на нашу рассылку.

Похожие статьи

Клинический случай
Клинический случай
Клинический случай
No comments yet