Розовые керамические массы – неотъемлемая часть эстетики ортопедических конструкций

Luke S. Kahng,
один из лучших в мире зубных техников,
специализирующихся на изготовлении
керамических реставраций высочайшего класса.

Если речь заходит о косметической реставрации, то её неотъемлемой частью является имитация розового цвета мягких тканей для достижения наилучших эстетических результатов. Часто зубные техники отказываются от выполнения этого этапа работы, поскольку не понимают его значения. Но, по мнению автора, нельзя недооценивать возможности, которые предоставляет нам применение десневых керамических масс. В рассмотренном ниже клиническом примере будет не только исследована эстетика реставрации в целом, но и подчёркнута важность моделирования десневых тканей. Пациент, мужчина, 30 лет, поступил на лечение с жалобами на проблемы ранее восстановленного зубного ряда. Врач-ортопед поставил ему индивидуальные культевые вкладки на зубы 8 и 9, и из-за выраженного нарушения прикусных соотношений, которое могло, так или иначе, привести к проблемам, связанным с окклюзией, выбрал белый благородный металл для изготовления каркаса реставрации.

Оценка ситуации

На рис. 1, на фотографии, снятой с использованием губного ретрактора, представлен вид временных коронок.
 

Рис. 1. Вид временных реставраций на фотографии, снятой с губным ретрактором
Рис. 1. Вид временных реставраций на фотографии, снятой с губным ретрактором

Эти коронки являлись прекрасным ориентиром для рассмотрения светлоты и основного цветового тона, а также размера будущих реставраций. Цвет нуждался в коррекции, поскольку временные реставрации имели значительно более интенсивный серый и немного более желтый оттенок, чем окружавшие их соседние зубы. Также следует отметить, что линия десны у зуба 9 была слишком высокой по сравнению с соседними зубами. Пациента вызвали для индивидуального подбора расцветки, и во время этого приёма автор проверил цвет соседних зубов, а также цвет окружающих их тканей перед нанесением керамических масс (рис. 2).


 
Рис. 2. Соседние зубы и проверка цвета тканей
Рис. 2. Соседние зубы и проверка цвета тканей

Он обратил внимание на сочетание красных, розовых и сероватых тонов. При оценке цвета зубов автор заметил горизонтальные бороздки в области пришеечной трети и прозрачность – в режущей трети (рис. 3).


 
Рис. 3. Горизонтальная линия, светопроницаемость в области режущего края
Рис. 3. Горизонтальная линия, светопроницаемость в области режущего края

После первого нанесения дентина расцветки В1 (рис. 4) автор примерил реставрацию пациенту и решил, что керамическое покрытие обладает слишком высокой светлотой.


 
Рис. 4. Первое нанесение дентиновой массы
Рис. 4. Первое нанесение дентиновой массы

Для окрашивания внутреннего слоя облицовки автор нанёс керамические пастообразные красители розового, серого, белого и желтого цветов (рис. 5) из набора GC Initial Lustre Paste.


 
Рис. 5. Керамические пастообразные красители из набора набора GC Initial Lustre Paste
Рис. 5. Керамические пастообразные красители из набора набора GC Initial Lustre Paste

Для усиления эффекта мамелонов в режущей трети он использовал керамические пастообразные красители, обращая при этом внимание на области пришеечной и средней трети, а также режущему краю (рис. 6).


 
Рис. 6. Окрашивание мамелонов
Рис. 6. Окрашивание мамелонов

После обжига при температуре 820 °С можно заметить, что светлота покрытия понизилась, но усилился цветовой тон (рис. 7).


 
Рис. 7. После обжига
Рис. 7. После обжига

На рис. 8 представлено нанесение эмали 59 и транс-нейтральной массы. Следующим этапом моделирования будет использование десневой керамики.


 
Рис. 8. Нанесение эмалевой массы 59 и транс-нейтрального модификатора цвета
Рис. 8. Нанесение эмалевой массы 59 и транс-нейтрального модификатора цвета

Автор наносит керамическую массу так, чтобы линии края десны возле зубов 8 и 9 гармонично сочетались друг с другом (рис. 9).


 
Рис. 9. Цвета GUMC и GM36
Рис. 9. Цвета GUMC и GM36

Для имитации тканей дёсен автор использовал массы GUMC и GM36 (рис. 10).


 
Рис. 10. Десневые керамические массы
Рис. 10. Десневые керамические массы

Уровень края он расположил произвольно, так, чтобы улыбка пациента выглядела эстетически привлекательной. На рис. 11 представлено нанесение прозрачной флуоресцентной массы Clear Florescence на нанесённые ранее слои керамического покрытия.


 
Рис. 11. Нанесение флуоресцентной массы CLF
Рис. 11. Нанесение флуоресцентной массы CLF

Так реставрация выглядела до проведения обжига (рис. 12).


 
Рис. 12. До обжига
Рис. 12. До обжига

А это – вид реставрации после обжига при температуре 890 °С (рис. 13).


 
Рис. 13. После обжига
Рис. 13. После обжига

Для воспроизведения формы вестибулярных долей и текстуры поверхности зуба автор нанёс на реставрацию жёлтые, красные и чёрные ориентировочные разметки; в местах разметок керамика будет срезана (рис. 14).


 
Рис. 14. Воспроизведение формы вестибулярных долей и текстуры поверхности зуба
Рис. 14. Воспроизведение формы вестибулярных долей и текстуры поверхности зуба

На этапе бисквитного обжига на пришеечную треть реставрации был нанесён десневой краситель перед примеркой во рту (рис. 15). Реставрацию зуба 9, отображённую на этой фотографии, ещё не глазуровали.


 
Рис. 15. Усиление цвета в придесневой трети
Рис. 15. Усиление цвета в придесневой трети

На зеркальной фотографии представлена реставрация зуба 9 после глазуровочного обжига; хорошо заметен оранжевый/коричневый оттенок в придесневой трети, для имитации горизонтальных бороздок в средней трети использован белый краситель, для мамелонов – светло оранжевый. Цвет имитированной десны – розовый с добавлением прозрачной эмали в область мягких тканей (рис. 16).


 
Рис. 16. Готовые реставрации на фотографии с зеркалом
Рис. 16. Готовые реставрации на фотографии с зеркалом

На перевёрнутой фотографии (рис. 17) представлен вид реставрации зуба 9 на примерке пациенту.


 
Рис. 17. Примерка реставрации зуба 9
Рис. 17. Примерка реставрации зуба 9

На следующей фотографии показана примерка обеих реставраций для оценки баланса с зубами 7 и 10 (рис. 18).


 
Рис. 18. Примерка обеих реставраций
Рис. 18. Примерка обеих реставраций

Следует отметить, что достигнута полная гармония между зубами по основному цветовому тону, светлоте, прозрачности, подкрашиванию и виду розовых тканей. Вскоре после постановки реставраций были сняты фронтальные фотографии. Обратите внимание на то, что зуб 9 хорошо сочетается с зубом 8, а зуб 10 более короткий и слегка выступает (рис. 19).


 
Рис. 19. Вид спереди
Рис. 19. Вид спереди

За снимком общего вида улыбки (рис. 20) следуют фотографии, снятые с правого (рис. 21) и левого ракурсов (рис. 22).


 
Рис. 20. Вид улыбки
Рис. 20. Вид улыбки
 
Рис. 21. Вид справа
Рис. 21. Вид справа
 
Рис. 22. Вид слева
Рис. 22. Вид слева

Улыбка выглядит очень естественной (рис. 23), мы даже можем увидеть едва заметную кальцификацию, которая видна и у реставраций на рис. 24.


 
Рис. 23. Улыбка пациента
Рис. 23. Улыбка пациента
 
Рис. 24. Естественная улыбка
Рис. 24. Естественная улыбка

На фотографиях 25 и 26 представлен вид зубов в протрузии, подчёркивающей красоту улыбки пациента.


 
Рис. 25. Вид в протрузии

Рис. 26. Вид в протрузии

Рис. 25 и 26. Вид в протрузии

Заключение

Для того чтобы создать действительно эстетичную реставрацию в ситуациях, подобных рассмотренной в этой статье, мы должны иметь представление о материалах, имитирующих цвет тканей. Розовая керамика создаёт направление окрашивания области режущего края, медиальной и дистальной поверхностей, и режущей трети. На этом этапе моделирования важно как можно больше фотографировать, поскольку, чем больше информации мы передадим друг другу во время изготовления зубного протеза, тем более точно и натурально будет выглядеть реставрация во рту пациента. В данном случае результаты оказались превосходными к великому удовольствию, как врача-ортопеда, так и пациента.

Об авторе:
Luke S. Kahng, один из лучших в мире и самый опытный из зубных техников, специализирующихся на изготовлении керамических реставраций высочайшего класса. Член редакционных коллегий в нескольких известных стоматологических журналах, он сам является автором ряда публикаций.

Luke изобрёл врачебную шкалу расцветок, описанную им в первом и втором томе его книги «Chairside shade selection guide» («Руководство по подбору расцветки на стоматологическом приеме»), а доработав её, создал уникальную систему выбора расцветки, названную им Seasons of Life (Сезоны Жизни). Эти ценные инструменты определения цвета зуба ежедневно используются техниками во всём мире. Luke является владельцем собственной лаборатории Зубного Протезирования LSK121, одной из самых крупных зуботехнических лабораторий США, расположенной в Напервилле, штат Иллинойс.

Kahng опубликовал более 100 статей в различных национальных стоматологических журналах. Автор нескольких книг, включая Anatomy from Nature (Анатомия от Природы), Esthetic Guide (Руководство по эстетике), Smile Selection Plus СS3 Clinical Cases (Выбор улыбки плюс клинические наблюдения СS3) и Kaleidoscope Wax-up (Калейдоскоп восковых моделей). Эти книги распространяются по всему миру, и служат незаменимыми пособиями для тех, кто стремится получить больше знаний в этой специализированной области. В 2014 году Luke опубликует ещё одну важную и давно задуманную им книгу – The Secret of Shade Guide Matching (Секрет подбора цвета по шкале расцветок).

Перевод – Елены Дьяконенко

 

Регулярно читаете статьи по специальности? Подпишитесь на нашу рассылку.

No comments yet