Рынок платных медицинских услуг

Стоматологические статьи
  • 21 января 2009
  • 1886
Маркетинг и менеджмент
Обзор
В октябре 2008 года агентством Discovery Research Group проводилось исследование, в ходе которого анализировался рынок платных медицинских услуг в России.

Диапазон оценок объема рынка весьма широк. Эксперты рынка считают, что данный показатель колеблется в диапазоне от 320—390 млрд. рублей до 460 млрд. рублей.

Данные оценки включают в себя три составляющие, на которые условно делят рынок платных медицинских услуг в России: кассовые платежи медицинским учреждениям, рынок добровольного медицинского страхования и теневой сектор.

Наиболее распространенные оценки темпов роста — от 25 до 30%, то есть все эксперты сходятся во мнении, что рынок растет высокими темпами.

Сегмент добровольного медицинского страхования является наиболее прозрачным. Объемы рынка добровольного медицинского страхования в России в 2007 году оцениваются экспертами в 68,8 млрд. рублей. Темпы прироста рынка добровольного медицинского страхования за последние пять лет составляют 25—30%. В настоящее время сектор добровольного медицинского страхования насыщен в первую очередь корпоративными договорами — они составляют до 90% портфеля страховых компаний, а на долю индивидуальных клиентов приходится лишь 5—10%.

По оценке экспертов, крупнейшим сегментом рынка частной медицины в России является стоматология. Доля рынка этого направления оценивается экспертами в 60%. На втором месте находится гинекология — 20%, на третьем — диагностика — 10%. На российском рынке платной медицины в последнее время активно развивается косметология, доля которой оценивается в 6%.

По данным Фонда «Общественное мнение», за период с июля 2006 года по июнь 2007 года за медицинские услуги пришлось платить 42% жителей России (в том числе 31% — через кассу, 11% — неофициально). Официальные платежи за медицинские услуги чаще прочих осуществляли люди с высшим образованием (43%), относительно высокими доходами (41%) и жители мегаполисов (44%).

По имеющимся данным, при выборе частной клиники чаще всего потребители учитывают советы друзей и знакомых (45,4%).

На развитие рынка платных медицинских услуг в России влияет общая экономическая ситуация в стране — с каждым годом растет благосостояние населения.

Однако, по мнению экспертов, главной причиной роста рынка платных медицинских услуг является ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи.

По мнению участников рынка частной медицины, развитие рынка платных медицинских услуг тормозится государственными учреждениями здравоохранения, которые предлагают клиентам платные услуги по демпинговым ценам. Еще одной весьма острой проблемой развития отрасли платных медицинских услуг является высокий уровень первоначальных инвестиции в открытие клиник платной медицины. Игроки рынка платных медицинских услуг часто сталкиваются с проблемами нахождения и удержания профессиональных врачей.

Общими тенденциями рынка частной медицины являются укрупнение формата и расширение профиля частных клиник, а также формирование сетей медицинских учреждений. Вместо одиночных медицинских кабинетов во многих российских городах в ближайшее время могут появиться пять-шесть крупных многопрофильных медицинских центров. При этом главной задачей крупных игроков становится формирование брэнда клиники. Одной из последних тенденций отрасли является развитие государственно-частного партнерства.

Регулярно читаете статьи по специальности? Подпишитесь на нашу рассылку.

No comments yet