Взаимодействие врача и зубного техника при эстетической реставрации зубов. Часть 1

Введение

Я считаю, что понятия «стоматологическая эстетика», или, говоря точнее, «эстетическое восстановление зубов», стали привычными терминами. За поколением фарфоровых жакет-коронок последовала металлокерамика, которая позволила компенсировать недостаточную прочность фарфоровой облицовки высокой прочностью находящегося под ней металлического каркаса и расширить сферу применения керамики в стоматологии, а в последние несколько лет для восстановления зубов стали применять высокопрочную стоматологическую керамику, фиксируемую на опорных зубах адгезионными полимерами, обеспечивающими прочную и качественную связь между реставрацией и твердыми тканями зубов. Высокое художественное мастерство, красители для внутреннего раскрашивания, метод моделирования анатомической формы зубного протеза с использованием керамических масс разных цветов и оттенков, применение опалесцентной керамики и т.д. – все это было доведено до такого совершенства, что реставрации стали практически ничем не отличимыми по цвету и форме от натуральных зубов. Сообщения о цельнокерамических реставрациях, первоначально встречавшиеся только в специальных журналах, стали публиковаться в популярных изданиях; реклама о таких реставрациях нередко появляется в средствах массовой информации.

Благодаря тому, что в цельнокерамических реставрациях отсутствует металл, их цвет хорошо совпадает с цветом натуральных зубов, а сама керамика обладает лучшей биологической совместимостью с тканями живого организма, чем металл, поэтому я считаю метод восстановления зубов цельнокерамическими зубными протезами и микропротезами более эффективным, чем восстановление металлокерамикой. Кроме того, сами пациенты считают, что использование металла ограничивает возможности воспроизведения необходимой естественной окраски эстетической реставрации, и поэтому выдвигают серьезные возражения против постановки им металлокерамических зубных протезов. И не только это делает выбор цельнокерамических реставраций предпочтительным – во многих случаях эстетические запросы пациентов могут быть удовлетворены единственно и исключительно с помощью безметалловой керамики. К таким запросам относятся требования о замене неэстетичных реставраций, отличающихся по внешнему виду от натуральных зубов, а также пожелания пациентов сделать свои зубы более светлыми, увеличить их ширину, укоротить длину, улучшить анатомические контуры десен, исправить положение зуба в зубном ряду и т.д. Итак, с появлением безметалловой керамики наступила эра современной эстетической стоматологии, задачей которой является как можно более полное удовлетворение эстетических запросов пациентов.

В данной статье будет рассказано об искусстве эстетического восстановления зубов, в частности цельнокерамическими зубными протезами и микропротезами, описаны этапы их изготовления, высказано мнение автора о том, как должно происходить взаимодействие между врачом и зубным техником на стоматологическом приеме, кроме того будет показано, как из нескольких материалов для изготовления цельнокерамических реставраций выбрать именно тот, который лучше остальных сможет удовлетворить индивидуальные эстетические запросы того или иного пациента. В статье также будет рассказано о точке зрения автора и мнении опытных зубных техников по поводу того, каким из многочисленных стоматологических материалов следует отдавать предпочтение в конкретных клинических ситуациях.

I. Информация, необходимая зубному технику

Контакты между кабинетом и зуботехнической лабораторией не ограничиваются изготовлением рабочей модели. Не позволительно, если при запланированном изготовлении эстетических реставраций в переданной зубному технику информации не будут отражены форма и цвет зубов пациента, а также все его пожелания. В самом деле, если восстановление зубного ряда цельнокерамическими реставрациями будет казаться невозможным с биомеханической точки зрения, учитывающей особенности оккклюзии пациента и недостаточную прочность материала, а стоматологическое обследование пациента позволит выйти на компромиссный вариант лечения, то и в этом случае при недостаточной информации у зубного техника возникнут трудности с выполнением задания, которые приведут к увеличению числа дополнительных примерок.

1. Необходимые условия правильной передачи выбранной расцветки

При проведении процедуры подбора расцветки керамики, необходимо сфотографировать полость рта и зубы пациента, расположив рядом с ними несколько выбранных образцов используемой шкалы расцветок. Желательно также произвести съемку на слайды.

Фактически, зубной техник из лаборатории, пришедший в кабинет и принявший участие в подборе расцветки керамики, может принять на себя обязанность проведения фотосъемки и выбора нужных ракурсов. Известно, что если человек непрерывно смотрит на какой-либо цвет в течение 15–20 сек, то его восприятие данного цвета меняется, поэтому я считаю, что составив свое мнение о цвете зубов пациента, зубной техник одновременно должен отснять на фоне зубов не только подобранный образец расцветки, но и похожие на него по цвету образцы; впоследствии это может пригодиться при выборе фарфоровой массы для моделирования зубных протезов.

Желательно, чтобы врач-стоматолог помнил марку и номера фарфоровой массы, с которой работает зубной техник. В частности, если место нахождения зуботехнической лаборатории находится на отдаленном расстоянии от кабинета, и зубному технику сложно или невозможно приехать на прием и составить свое собственное суждение по поводу предстоящей работы, желательно, чтобы он (техник) переслал врачу-ортопеду листок-задание (желательно на листе формата А4) по проведению фотосъемки. Образец такого задания врачу представлен в таблице № 1.

Хотелось бы, чтобы врач-стоматолог сделал также слайды пациента. На фотографии (рис. 1) на фоне зубов расположено несколько образцов шкалы расцветок, соответствующих по цвету натуральным зубам пациентки, однако, из-за отражения падающего света, индивидуальные особенности окраски зубов видны недостаточно четко. На фотографии (рис. 2) отражение падающего света не препятствует получению необходимой информации о зубах, однако на этом снимке представлен единственный образец расцветки керамики, а именно, образец расцветки А1, не соответствующий по яркости (светлости) цвету натуральных зубов пациентки, поэтому такой снимок тоже будет неприемлемым. Я считаю, что для подбора расцветки керамики лучше пользоваться не шкалой расцветок ВИТА, а более яркой шкалой фирмы Noritake.

           

                                    Рис1                                                                               Рис  2

Рис. 1. Выбранные образцы расцветок достаточно близко совпадают с цветом натуральных зубов. Степень яркости (светлости) окраски образцов также хорошо совпадает с интенсивностью окраски зубов пациентки, однако из-за отражения света, падающего на стратегически важные участки зуба, информация, передаваемая этой фотографией, будет явно недостаточной.

Рис. 2. Здесь отсутствует избыточное отражение падающего света, препятствующее оценке цвета стратегически важных участков зубов, однако представлен единственный образец из расцветок, к тому же не очень точно совпадающий с натуральными зубами пациентки по яркости окраски, поэтому передаваемая информация также будет недостаточной.

Я считаю, что фотографии лучшего качества сможет сделать только тот, кто сам когда-то занимался или занимается фотографированием. Ниже представлены конкретные моменты, на которые следует обратить особое внимание:

1) При фотографировании цвета натуральных зубов важно не допустить появления на фотографии вида отражения света от поверхности зубов.

2) После подбора расцветки ее размещают так, чтобы режущий край выбранного образца близко подходил к режущему краю натурального зуба, а номер расцветки был отчетливо виден.

3) На фотографии должна быть размещена не только выбранная расцветка, но и образцы расцветок с предшествующим и последующим номерами. Рекомендуется также присоединить к этим образцам, самую светлую расцветку в выбранной группе.

4) В случаях, когда восстановлению подлежит вся передняя область зубного ряда, расцветку керамики подбирают по цвету зубов противоположного ряда. При создании поверхностного рельефа будущей реставрации следует также оценить рельеф одноименного зуба-антагониста.

5) При выборе расцветки поверхность зубов необходимо увлажнить. Для того чтобы замедлить испарение влаги с поверхности зубов, для увлажнения рекомендуется использовать смесь глицерина и дистиллированной воды, взятых в пропорции 1:1.

Мне хотелось бы также обратить ваше внимание на некоторые важные моменты, представленные ниже:

1. Если на фотографии запечатлено отражение света от какой-либо части зуба, то такая фотография не сможет передать нам информацию об особенностях окраски зуба в этой области. Для того, чтобы избежать появления отражения на фотографиях, следует пользоваться фотокамерой с круглой вспышкой, или, по крайней мере, попытаться сделать несколько снимков при размещении фотоаппарата выше или ниже фотографируемых зубов.

2. При снятии фотографий для возможности сопоставления основного цветового тона с цветонасыщенностью (плотностью окраски) зубов пациента рекомендуется проводить съемку с 2-градусным наклоном фотокамеры по отношению к верхней горизонтальной плоскости, идентичной камперовской.

3. Цвет зуба, подлежащего реставрации, редко совпадает с окраской оставшихся натуральных зубов, однако в большинстве случаев в пределах одного зубного ряда цветовые различия между зубами будут заключаться, скорее, в светлости (яркости) их окраски, чем в насыщенности цветового тона. Поэтому при фотографировании выбранных образцов расцветок на фоне зубов к ним рекомендуется присоединить самую светлую (яркую) расцветку из используемой шкалы для того, чтобы можно было оценить относительную яркость окраски всех зубов на фотографии.

4. В частности, при реставрации зубов в жевательных областях для того, чтобы эти зубы не проигрывали остальным по яркости окраски, рекомендуется производить подбор расцветки зуба по цвету поверхности окклюзии, поэтому здесь потребуется фотосъемка вида зубов со стороны поверхности окклюзии.

5. Если пленка жидкости на поверхности зуба будет однородной и равномерной, а рассеяние падающе го света будет незначи-тельным, то оценка по фотографии внутреннего строения зуба и глубины окраски будет достаточно простой задачей.

Я хочу также обратить ваше внимание на некоторые моменты, относящиеся к последнему (пятому) пункту, о которых cледует помнить при наведении фотокамеры и проведении фотосъемки, в противном случае качество фотографии может оказаться неудовлетворительным. В частности, это относится к снятию фотографий для последующего изготовления фарфоровых многослойных виниров. Существует два типа отражения падающего света: рассеянное и зеркальное. На рис. 3 представлено схематическое изображение рассеянного отражения падающего света, на рис. 4 – зеркального отражения; то, что наблюдается на самом деле, представлено на рисунках 5 и 6.

                      

        Рис. 3. Схематическое изображение рассеянного отражения падающего света. Попадая на плоскую шероховатую поверхность шлифованной стеклянной пластины, свет отражается в разных направлениях

                    

Рис. 4. Схематическое изображение зеркального отражения падающего света. Попадая на плоскую гладкую поверхность нешлифованной стеклянной пластины, свет отражается в одном направлении.
1 - угол падения
2 - угол отражения

Фотография, представленная на рис. 5, снята неудачно – она не позволяет распознать и оценить цвет зубов и выбрать подходящую расцветку керамики. Однако по этой фотографии можно объективно оценить особенности поверхностного рельефа зуба, от которого отражается свет, и эта информация может стать весьма полезной на завершающем этапе коррекции анатомической формы реставрации. Благодаря увлажнению поверхности фотографируемых зубов, снятых на фотографии 6, мы получим значительно более точную информацию об их цвете; с помощью этой фотографии мы сможем легко создать требуемую расцветку будущего Ф.М.В. методом совмещения изготавливаемого винира с изображением опорного зуба.

                      

                                         Рис 5                                                                                Рис 6

Рис. 5. Левый зуб после реставрации фарфоровым многослойным виниром (Ф.М.В.). Поскольку поверхность зубов не увлажнена, отражение падающего света приближенно соответствует тому типу, который представлен на рисунке 3. В целом, расцветка кажется неяркой и белесой, поэтому ее трудно оценить. Однако, несмотря на это, на снимке отчетливо видны детали на поверхности правого зуба.

Рис. 6. Поверхность обоих зубов увлажнена водой. Отражение падающего света приближенно соответствует тому типу, который показан на рисунке 4. По этой фотографии можно без труда оценить окраску опорного зуба. При изготовлении Ф.М.В. цвет опорного зуба совмещается с цветом изготавливаемого винира, поэтому получение точной информации о цвете препарированного зуба является залогом успеха (обе фотографии были любезно предоставлены господином Масаши Сато из стоматологической клиники Сэнмай).

Следовательно, передача информации с помощью фотографий является важнейшим аспектом изготовления зубных протезов, поэтому тот, кто фотографирует, должен переосмыслить и понять важное значение качества фотографий. Однако для успешного изготовления зубных протезов требуется не только высокое качество фотографий, но и понимание того, что если выбранный материал будет отличаться расцветкой и структурой от натуральных зубов пациента, то это отрицательно повлияет на восприятие готовой реставрации окружающими, поэтому фотосъемку в кабинете и оценку фотографий в лаборатории следует проводить приблизительно в одно и то же время суток, при одних и тех же погодных условиях и при одинаковой освещенности помещениий.

2. Необходимые средства передачи формы зуба

Ранее уже было вскользь упомянуто о том, что если при создании реставрации переднего зуба потребуется скопировать поверхностный рельеф одноименного зуба-антагониста, то этот зуб можно не увлажнять, чтобы лучше рассмотреть отдельные детали на его поверхности. Кроме того, при исправлении положения зуба в зубном ряду, при проведении фотосъемки рекомендуется совместить вертикальную базовую линию видоискателя вашего фотоаппарата с серединной осью зуба пациента. Таким образом, фотографии являются средством передачи цвета и формы зубов пациента, однако изображение на фотографии является плоским (двухмерным). В отличие от фотографий, гипсовые диагностические долечебные модели (снятые перед проведением препарирования зубов, рис. 7) являются не плоскими, а трехмерными (объемными), поэтому полученная нами информация будет чрезвычайно важной, как и та, которую передадут нам временные реставрации, изготовленные на моделях, отлитых после препарирования. В тех случаях, когда пациенту не нравится форма его зубов, и конечной целью реставрации является ее исправление, изготовление долечебной модели не является обязательным, однако если изготовление Ф.М.В. направлено на изменение цвета зубов или улучшение их окраски, то для того, чтобы реставрации гармонично сочетались в полости рта с оставшимися натуральными зубами, необходимо точное воспроизведения особенностей анатомической формы зубов пациента.

По гипсовым моделям, отлитым после препарирования (рис. 8), можно определить глубину съема твердых тканей, что снабдит нас необходимой информацией о толщине и других параметрах будущей реставрации.

             

                                   Рис 7                                                                                Рис 8  

Рис. 7. Отлитая до препарирования диагностическая гипсовая модель, используемая для изготовления Ф.М.В. Эта модель предоставляет нам необходимую информацию об анатомической форме и особенностях рельефа поверхности зубов пациента, строении его десен и т.д.

Рис. 8. Гипсовая модель, отлитая по оттиску зубов после препарирования, предназначена для изготовления Ф.М.В. По ней можно определить глубину съема твердых тканей, что предоставляет нам необходимую информацию о толщине и других параметрах будущего Ф.М.В

3. Средства, необходимые для исправления положения зубов в зубном ряду

Основными задачами эстетической стоматологии являются не только улучшение цвета и формы зубов, но исправление их положения в зубном ряду. Для выполнения последней задачи при комбинированном использовании одиночных коронок и фарфоровых многослойных виниров должен быть намечен общий план предполагаемого лечения пациента. Раньше для этих целей использовали так называемый метод «голубой пленки», а в настоящее время – метод «парных долечебных сравнительных моделей», которые должны отражать как пожелания пациента, так и точки зрения врача и зубного техника. На рисунке 9 представлена долечебная диагностическая модель, на рис. 10 – вид прогнозируемых реставраций на гипсовой модели. Эти вспомогательные средства (модель и реставрации) изготавливаются в зуботехнической лаборатории. Изготовить их несложно, однако они позволяют наглядно представить, насколько точно прогнозируемые реставрации отвечают ожиданиям пациента.

         

                                           Рис 9                                                                        Рис 10 

Рис. 9. Долечебная (первичная) сравнительная гипсовая модель

Рис. 10. Предположительная реставрация зубов. Представляет собой возможный вариант лечения, отражающий оптимальное соотношение между представлениями зубного техника и пожеланиями пациента. Участие зубного техника с самого начала лечения играет позитивную роль в обеспечении успешного результата эстетического восстановления зубов пациента.

Отмечу, что здесь важно, чтобы зуботехническая лаборатория подключилась к лечению

пациента с самого начала стоматологического приема. В этом случае во время приема можно будет изготовить временные реставрации по восковым моделям, сформированным на гипсовой модели. Реставрации, присланные в кабинет на модели, фиксируют во рту пациента. В частности, если при исправлении положения зубов в зубном ряду не использовать трехмерную оценку (т.е. оценку на модели), то могут возникать ошибки.

Кроме того, если техник не получит в свое распоряжение долечебную диагностическую модель, то при изготовлении эстетической реставрации ему придется вопроизводить характерные отличия зубов пациента по тем зубам, которые не предполагается восстанавливать.

На рис. 11 представлена рабочая модель зубного ряда.

Задачей лечения было исправление положения двух неправильно развернутых по отношению к другим зубам центральных резцов c помощью постановки фарфоровых многослойных виниров. На рис. 12 представлен вид зубов пациентки до начала лечения: при исправлении положения центральных резцов должно быть создано гармоническое равновесие между их формой и формой боковых резцов, находящихся за ними.

               

                                       Рис 11                                                                             Рис 12

Рис. 11. Рабочая модель, предназначенная для исправления неправильного положения в зубном ряду двух центральных резцов (развернутых по отношению к остальным зубам) с помощью Ф.М.В. С точки зрения эстетики моделирование воском (в данном случае на всех передних резцах) лучше провести до изготовления огнеупорной модели.

Рис. 12. Вид зубов, гипсовая модель которых представлена на рис. 11, до начала лечения. Проксимальный кариес в области средней трети на обоих центральных резцах и скученность передних зубов. Целью лечения является исправление положения двух центральных резцов с помощью Ф.М.В. При планировании лечения было намечено не только исправление положения центральных резцов, но и увеличение ширины следующих за ними боковых резцов, поскольку недостаточная ширина последних могла ухудшить эстетическое восприятие реставрации в целом.

Понятно, что недостаточная ширина боковых резцов может ухудшить эстетическое восприятие реставрации в целом, поэтому желательно увеличить поперечный размер коронок боковых резцов. Здесь было принято решение откорректировать форму боковых резцов воском до идеальной перед переходом к изготовлению огнеупорной модели. На этой модели готовые Ф.М.В. были отосланы в кабинет. На рис. 13 представлен вид зубов пациентки после выполнения препарирования. Обратите внимание на сглаженное препарирование, т.е. отсутствие острых внутренних и наружных линейных углов до границы препарирования. На рис. 14 представлен вид фарфоровых многослойных виниров после фиксации во рту пациентки. Для создания эстетической гармонии между центральными и боковыми резцами, форма боковых резцов была исправлена полимерным композитом.

                  

                                      Рис 13                                                                           Рис 14

Рис. 13. Вид зубов пациентки после препарирования. Была выбрана более светлая расцветка NW0,5. Причиной для такого выбора послужило запланированное отбеливание зубов после реставрации.

Рис. 14. Вид зубов пациентки после реставрации. На двух центральных резцах зафиксированы фарфоровые многослойные виниры, форма боковых резцов откорректирована полимерным композитом подобно тому, как показано на модели, представленной на рис. 11.

На рис. 15 и 16 показаны фотографии лица пациентки до и после эстетического лечения. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что благодаря реставрации в этом случае было достигнуто гармоническое равновесие между шириной подбородка пациентки и размером ее передных зубов, в частности резцов.

                  

                                    Рис 15                                                                                 Рис 16

Рис. 15. Фотография лица пациентки до начала лечения.

Рис. 16. Фотография лица пациентки после завершения лечения. В данном случае было достигнуто гармоническое равновесие между шириной подбородка пациентки и размером ее передних зубов.

4. Другие средства

Для того, чтобы реализовать истинные пожелания пациента, почему бы не воспользоваться фотографиями улыбки и зубов известного актера, которые пациент принес с собой, или портретами или фотографиями (в том числе и моментальными) зубов самого пациента в более молодом возрасте. На рис. 17 изображены портреты, которые пациентка принесла с собой; на рис. 18 и 19 представлены фотографии зубов той же самой пациентки до начала и после завершения эстетического лечения.

             

                                   Рис 17                                                                             Рис 18

         

                                         Рис 19

Рис. 17. Портреты, которые пациентка принесла с собой. Наличие таких вспомогательных средств будет серьезным подспорьем в работе зубного техника.

Рис. 18. Состояние зубов пациентки, которая принесла с собой портреты, представленные на рис. 17, до начала эстетического лечения. Так как после поступления на новую работу пациентка все время находилась в состоянии стресса из-за чрезмерной стертости верхних резцов, ей приходилось постоянно держать рот закрытым и стискивать зубы.

Рис. 19. Для исправления дефектов, представленных на рис. 18, пациентке были поставлены цельнокерамические коронки. Само собой разумеется, что благодаря проведенному лечению основная причина беспокойства и стресса была устранена. (Фотографии опубликованы с разрешения господина Накамуры - исполнительного директора технического центра Канарэ).

II. Что должно быть учтено при восстановлении зубов цельнокерамическими реставрациями?

Цвет натурального зуба определяется оптическими свойствами его твердых тканей – отражением и поглощением падающего света и его рассеянием во внутренних структурах зуба. Благодаря тому, что оптические свойства безметалловой керамики и зубов совпадают достаточно близко, процедура изготовления реставраций, неотличимых по внешнему виду от натуральных зубов, не будет сложной.

В таблице 2 представлена классификация существующих в настоящее время систем безметалловой керамики (классификация дана по способу изготовления цельнокерамических зубных протезов и микропротезов). Одним из наиболее важных компонентов, используемых во многих системах безметалловой керамики, является оксид алюминия, который существенно снижает прозрачность цельнокерамических каркасов зубных протезов и микропротезов. В число керамических материалов на основе оксида алюминия входят: In-Ceram Alumina, GN-1 Alumina, Procera и т.д. По сравнению с ними керамика на основе магнезиальной шпинели – In-Ceram Spinell, GN-1 Spinell и керамика Empress обладают бульшей прозрачностью, следовательно, особенностью этих материалов является передача цвета расположенного под ними опорного зуба.

По опыту автора этой публикации, если расположенная под реставрацией структура имеет светлую окраску, то при недостатке места для помещения реставрации, сохранении живых зубов или использовании

стекловолоконных композитных штифтов показано применение полупрозрачных, проницаемых для света керамических каркасов, однако, если подлежащая структура имеет темную окраску, и имеется достаточно места, то для восстановления зубов можно использовать металлокерамику, или эквивалентные ей облицованные фарфором непрозрачные цельнокерамические каркасы на основе оксида алюминия. То есть, при адекватном препарировании (т.е. достаточном съеме твердой ткани) показано применение цельнокерамических систем In-Ceram Alumina, GN-1 Alumina и Procera.

На рисунках 20 и 21 представлена примерка одной и той же пациентке коронок из керамики GN-1 Spinell и керамики Procera. Цвет опорного зуба, на который примеряют коронки, можно отнести к самой светлой группе расцветок. Препарирование зуба было выполнено так, чтобы создать достаточное пространство для помещения фарфора. Несмотря на то, что по снимку сложно судить о яркости и плотности цвета коронок, визуальная оценка показывает, что коронка с керамическим каркасом GN-1 Spinell

            

                                Рис 20                                                                               Рис 21

Рис. 20. Пробная примерка на воду (т.е., перед примеркой поверхность зуба смачивают водой для удерживания реставрации - прим. переводчика) облицованной коронки с каркасом из керамики GN-1 Spinell. Преимуществом этой коронки является просвечивание опорного зуба сквозь полупрозрачный керамический каркас (цвет опорного зуба можно отнести к самой светлой группе расцветок).

Рис. 21. Пробная примерка на воду облицованной коронки с керамическим каркасом из керамики Procera. Коронка выглядит более светлой и цветонасыщенной, чем в первом случае.

является более прозрачной, чем с каркасом из керамики Procera, однако коронка с каркасом Procera является более яркой и насыщенной цветом. Еще мне бы хотелось добавить, что анатомическая форма обоих коронок была смоделирована одним и тем же способом с применением одной и той же керамической массы для облицовки цельнокерамических каркасов зубных протезов. Этой керамической массой была керамика Серабьен Noritake.

Итак, если для восстановления зуба использованы светлые композитные культевые вкладки на стекловолоконных штифтах или при отсутствии проблем, связанных с цветом препарированного натурального зуба, выгодно ставить реставрации на полупрозрачных (просвечивающих) керамических каркасах. Цемент, используемый для фиксации цельнокерамических реставраций с полупрозрачными каркасами, оказывает большое влияние на восприятие прозрачности установленной коронки или винира. Практика показывает, что цвет коронки или винира при проб-ной примерке со смачиванием водой поверхности опорного зуба, будет отличаться от цвета этих же реставраций при постановке на постоянный цемент. Это практическое наблюдение подтверждается примером испытания материалов, представленным на рис. 22. Концепции производителей отличаются одна от другой, однако, какими бы они не были, реставрация будет выглядеть живой, если сквозь нее просвечивает цвет находящегося под ней опорного зуба, поэтому для того, чтобы сохранить это впечатление, лучше использовать цементы с более высокой степенью прозрачности.

                                 

Рис. 22. Испытание на прозрачность тонких образцов, изготовленных из двух полимерных цементов. Прозрачность обоих образцов была признана высокой, однако левый образец обладает бoльшей прозрачностью, чем правый.

При дисколорации опорного зуба или темном цвете металлической культевой вкладки, напротив, целью реставрации является сведение неприглядного цвета опоры к минимуму, поэтому в таких случаях для фиксации цельнокерамических реставраций следует использовать непрозрачные цементы.

С недавнего времени воспроизведение цвета натурального зуба в пришеечной области перестало быть проблемой – для этого реставрацию изготавливают так, чтобы сквозь нее просвечивал цвет натурального зуба. Указанная клинико-зуботехническая концепция получила название «техника эффекта линзы».4

Обычно конечный цвет коронки или Ф.М.В. представляет собой

сочетание цвета натурального зуба с расцветкой фарфора, поэтому в случаях применения «техники эффекта линзы» для моделирования пришеечных областей выбирают фарфоры с высокой степенью прозрачности (например, фарфоровые массы расцветок Тx, Т0, LT0 Noritake). При изготовлении фарфоровых виниров этим методом для их фиксации должны использоваться только цементы с высокой степенью прозрачности. Кроме того, несомненно будет полезным, если врач обсудит с зубным техником форму препарирования зубов под будущие виниры.

 

Регулярно читаете статьи по специальности? Подпишитесь на нашу рассылку.

No comments yet