Зубной техник — профессия коммуникабельная

Зубной техник — профессия коммуникабельная

Среди экспонатов международной стоматологической выставки «Дентал-Экспо», прошедшей на прошлой неделе в «Ленэкспо», наиболее привлекательными оказались… искусственные челюсти и зубные протезы. Металлические и пластиковые, нейлоновые и керамические — к ним посетители выставки «слетались», как пчелы на мед. Но создатели этих «челюстно-лицевых» произведений — зубные техники — поначалу почему-то упорно отказывались общаться с корреспондентами «Вакансии.ру». Кто-то загадочно улыбался, кто-то не хотел, чтобы прозвучала его фамилия, иные были против фотосъемки… Специалиста, который пришел на выставку не только поглазеть на соседей, но и себя показать, нам все-таки удалось найти. Им оказался заведующий зуботехнической лабораторией «Элит-дент» Александр СТУЛЬГИНСКИЙ.

— Глядя на обилие разнообразных протезов, представленных на этой выставке, хочется спросить: неужели современный зубной техник должен уметь все это делать?

— Я думаю, не обязательно: сегодня количество разных материалов и видов протезов столь велико, что тратить время на изучение всех нет смысла. Зубные техники всегда работали по специализациям, основные из которых: керамист, который занимается изготовлением протезов из металлокерамики, съемщик — тот, кто делает съемные челюсти и протезы, и ортодонт, занимающийся созданием аппаратов для выравнивания прикуса. Также техники специализируются по материалам. Например, я занимаюсь изготовлением гибких нейлоновых протезов из современного американского материала. Этот материал относительно недавно применяется в съемном виде протезирования, но имеет ряд преимуществ перед многими другими материалами — в основном это гипоаллергенность, функциональность и эстетичность.

— Какие профессиональные данные нужны человеку, чтобы он достиг успеха на зуботехнической стезе?

— Для начала необходимо усвоить то, что преподают в колледже, то есть овладеть базовыми знаниями. И очень важно большое стремление заниматься именно этой профессией. Если человек поступает в профильное училище или колледж «ради галочки», ему будет очень сложно приобрести навыки, необходимые в дальнейшем зубному технику. Также нужны хорошие художественные способности, чувство цвета (особенно важное для керамистов) и развитое пространственное мышление — каждый протез индивидуален, и искусство постановки зубов, моделирования базиса (основы) зубов и протеза в чем-то сродни мастерству скульптора. Например, металлокерамика — это, по сути, ювелирно-скульптурная работа. Здесь применяются зуботехнические шпатели, кисти для нанесения керамики, алмазные фрезы для обточки и масса других приспособлений. Нужно быть и коммуникабельным человеком.

— Зачем же зубному технику коммуникабельность?

— Мы работаем в постоянном контакте с врачами, а ситуации бывают разные. Конечно, компетентный зубной техник и опытный врач всегда найдут общий язык, но у врачей бывают капризные или привередливые клиенты, после общения с которыми доктора могут «выплеснуть» накопившееся раздражение на техника. Нередки и сложные случаи, когда протез приходится переделывать неоднократно, и всегда надо уметь лавировать и обходить острые углы в общении, чтобы работа шла быстрее, а результат был качественнее.

— Расскажите поподробнее о том, как строится взаимодействие доктора и техника?

— Обычно доктор звонит нам и сообщает, что он подготовил полость рта для протезирования и снял слепок. Потом модель поступает в лабораторию, и последующая работа делится на несколько этапов. Для начала мы делаем шаблон из воска и передаем в клинику, где доктор определяет соотношение верхней и нижней челюсти. Потом на восковую композицию мы ставим пластмассовые зубы — пациент оценивает цвет зубов, форму и фасон, и если все подходит, то воск переводится в нейлон. В сложных случаях, когда у пациента необычный тип лица или нестандартная ротовая полость, идет работа с помощью фото.

— А техник должен владеть теми познаниями в области стоматологии, которыми обладает врач?

— Конечно, техник должен быть хорошим медиком хотя бы для того, чтобы общаться на равных с доктором. Ему не требуются столь же детальные и глубокие познания, как у врача, но хорошо разбираться в основных заболеваниях, чтобы понимать, какие виды протезов и конструкций при конкретной болезни уместны, он обязан.

— Представляю себе вашу работу: целый день перед глазами челюсти, зубы, протезы… Рутины много?

— То же можно сказать про художника: целыми днями картины, холсты, этюды… У нас индивидуальный подход к работе, да и все протезы разные. Техник, как и любой художник, должен с самого начала уметь представить, каким будет результат, видеть свои ошибки и учитывать нюансы, доводить протезы до совершенства. В общем, как и в любом творчестве — есть и рутина, но есть и искусство. А наградой служит радость, когда доктор и пациент довольны.

— Говорят, что и материальная награда, которую в виде зарплаты получают зубные техники, тоже весома…

— В общем, да. Хороший техник получает от 40 тысяч рублей в месяц. Естественно, зарплата у всех зубных техников сдельная.

— А сколько нужно работать, чтобы стать хорошим техником?

— В среднем около года после окончания колледжа. Но если у молодого человека, что называется, есть «огонь в руках», то при старании он за полгода станет квалифицированным специалистом.

— Вы принимаете в свою лабораторию людей без опыта?

— Да, но к серьезной работе допускаем их не сразу. Сначала их курируют и обучают опытные специалисты на «неживых» образцах. Как только новичок справляется с «фантомной» работой, он приступает к изготовлению простых вещей — постановка зубов, например. Бывают, конечно, и одаренные люди, которые сразу начинают качественно и быстро работать.

— Какие профессиональные перспективы открываются перед талантливым зубным техником?

— Если зубной техник добился хороших результатов в изготовлении зубных протезов и его работа пользуется спросом у пациентов, то независимо от специализации он уже может регулировать свой доход: выбирать лабораторию по вкусу, сокращать или удлинять продолжительность рабочего дня, исходя из понимания своих возможностей. Можно создать собственную лабораторию и лицензировать ее, но это требует больших средств и организаторского таланта. Но главное — стоматологическая наука не стоит на месте и постоянно создает новую почву для развития. Все время в мире и в России появляются новые виды съемных и несъемных конструкций, новые материалы и технологии — так что зубному технику всегда есть чему учиться.
 

Беседовал Иван МИХАЙЛОВ
Вакансия от А до Я

Регулярно читаете статьи по специальности? Подпишитесь на нашу рассылку.

Похожие статьи

Клинический случай
Клинический случай
Клинический случай
No comments yet