Выбор материалов для реставрации режущего края с учетом возраста пациента

Восстанавливать зубы, принимая во внимание высокие эстетические стандарты, стало сегодня обычным делом и практически любая пломба может рассматриваться как «эстетическая реставрация». Ассортимент и качество материалов постоянно улучшаются, а в литературе все чаще появляются оригинальные авторские методики восстановления. Несмотря на это, подбор цвета и прозрачности материалов для реставрации до сих пор остается непростым делом для многих врачей.

Это может происходить по многим причинам. К ним можно отнести: несоответствие оттенков стандартной шкалы расцветки и выбранного материала, неправильная методика восстановления, запутанная маркировка искусственных эмалей, или, наконец, просто нестандартное освещение в кабинете. Кроме того, слишком широкий ассортимент композитов всегда ведет к усложнению методик работы, а значит увеличивается риск ошибки. Сложности обычно возникают при моделировании зон прозрачности, так как сквозь них будет просвечивать темный фон полости рта, особенно во фронтальном отделе. Это может негативно проявляться при восстановлении скола угла, во время пломбирования сквозных отверстий, при прямых облицовках и даже при полных реставрациях. Поэтому при работе с композитами необходимо освоить методики комбинации материалов с разным уровнем прозрачности. Особое место занимает умение комбинировать прозрачные оттенки и моделировать естественный режущий край. Именно он обеспечивает гармоничное восприятие любой реставрации и улыбки в целом.

Так как естественный режущий край может выглядеть совершенно по-разному, стоматолог должен уметь прогнозировать результат при выборе той или иной методики восстановления. Здесь необходимо учитывать разные факторы. Например, возраст, тип улыбки, структуру соседних зубов и, конечно, особенности используемого материала.

Возраст пациента имеет важнейшее значение при выборе методики восстановления режущего края. В течение жизни человека форма и цвет зубов меняется, а также меняется и уровень прозрачности видимой части зуба. Схематично это может выглядеть так (рис. 1.1, 1.2, 1.3).

                                      

У зубов молодого пациента зоны прозрачности доминируют. Мамелоны дентина довольно четко просвечивают сквозь прозрачную эмаль, повторяя форму пульпарной камеры. У зубов очень молодых пациентов они проявляются и по режущему краю (рис. 2).

Реставрация зубов молодого пациента всегда не простое, но интересное занятие. Здесь важно представлять трехмерную структуру всех слоев зубных тканей и уметь  прогнозировать, как будет выглядеть работа после сочетания композитных слоев разной прозрачности.

Стандартная схема получения режущего края молодых зубов включает два после довательных этапа. Сперва моделирование необходимого рельефа в искусственном дентине (как на режущем крае, так и на вестибулярной пластине), а затем облицовка внутренней структуры прозрачным материалом. При пименении данной методики необходимо учитывать, что визуальное восприятие режущего края будет напрямую зависеть от свойств выбранной эмали, от уровня ее светопроницаемости. Неточность воспроизведения общего цвета зуба и его прозрачности здесь может быть связана с запутанной маркировкой эмалевых композитов. Довольно трудно сориентироваться при выборе материала для режущего края, особенно если смотреть только на надписи на шприцах. «Молочная», «Иней», «Опаловая», «Универсальная» – все это названия эмалевых масс.

Каждый врач может представлять их совершенно по-разному. Кроме того массы с высокой степенью прозрачности могут называться эмалями, материалами для режущего края, или просто прозрачными композитами – это тоже создает трудности для выбора. Для того, чтобы хорошо ориентироваться в их многообразии необходимо следовать простому совету: сначала узнай настоящие цветовые свойства композита в шприце, и только потом подбирай необходимую эмаль для пациента.

Так как искусственная эмаль характеризуется более высокой степенью прозрачности, стоматолог должен понимать разницу между прозрачностью и полупрозрачностью (светопроницаемостью).

Прозрачность – это свойство материала пропускать свет, не отражая его или отражая его очень незначительно (в английском языке этот термин пишется как – Тransparent). Прозрачные материалы не задерживают свет, и он проходит насквозь. Сквозь них видны предметы, расположенные за ними. Они не оказывают сильного влияния на формирование общего цвета, зато слои, лежащие за ними, наоборот могут отражать свет и являются цветообразующим (мы знаем, что цвет формируется отраженным светом). Если же свет не отражается, значит материал будет восприниматься, как темный. Такой эффект мы видим у молодых пациентов в прозрачном режущем крае. Свет, пройдя сквозь эмаль, теряется в глубине полости рта, и режущий край выглядит темным. Мы говорим, что просвечивает темный фон. В другом случае свет, пройдя сквозь эмалевый слой, может отразиться от подлежащих, менее прозрачных слоев зуба. Такой эффект проявляется при просвечивании дентин-ных мамелонов на фоне прозрачного режущего края (рис. 3). Материалы с высокой светопроницаемостью в чистом виде используются редко. В основном они комбинируются с другими эмалевыми материалами, обладающими эффектом полупрозрачности.

Полупрозрачность (частичная светопроницаемость) – это свойство материалов пропускать свет, частично его отражая и поглощая его небольшую часть (в английской литературе этот термин пишется как – Translucent). Такие материалы выглядят слегка мутными, матовыми, но свет они пропускают хорошо. Многие материалы для режущего края обладают полупрозрачностью. Они по-разному могут проявлять себя на темном фоне, так как они все же слегка отражают свет. Чем больше он отражается, тем более поверхность кажется светлой. Такой же эффект проявляется в пересушенной эмали. Она кажется светлее, так как после испарения воды потеряла прозрачность, а значит будет больше отражать света. Этот эффект начинает проявляться уже через несколько минут после начала испарения влаги. Работая с композитами также нельзя забывать,что увеличение отражения света, делает реставрацию светлее. При нанесении малопрозрачной эмали в качестве поверхностного слоя, реставрация будет приобретать матовый, неестественный вид, здесь будет проявляться эффект «матовой лампочки», когда подлежащие слои просто не видны.


 

Для успешной клинической работы нужен набор материалов с разной степенью прозрачности. Нет необходимости иметь огромный ассортимент эмалей, можно ограничиться только самым необходимым, а добиваться успеха можно комбинируя их. Вот тот оптимальный список прозрачных и полупрозрачных материалов, который, на наш взгляд, необходим для создания естественного режущего края при реставрации. Нам необходимы:

– Материал с максимальной степенью прозрачности

– Опаловый материал со средней прозрачностью

– Опаловый материал с малой прозрачностью

– Светлая опаловая эмаль для отбеленных зубов

– Среднепрозрачные эмали с желтым, розовым и может быть с голубым оттенком

Материалы с такими характеристиками могут входить в наборы, но маркировка шприцов может у разных компаний отличаться. Для наглядности и для понимания того, как анализировать прозрачность искусственных эмалей, в данной статье представлена методика анализа линейки эмалевых масс нового универсального нано-композита компании Sсhutz-Dental Group – NanoPaq. Виды этих эмалей хорошо вписываются в данную классификацию материалов для режущего края. Они были специально разработаны для упрощения подбора прозрачности при имитации естественных зубов. Для анализа светопроницаемости данного материала из него были сделаны тонкие пластинки толщиной 0,3 мм. Затем они были помещены на белый и на темный фон (рис. 4).

                                           

Можно хорошо видеть, как темный фон заставляет проявлять эмалевые материалы себя по-особому. Первый диск – это максимально возможная прозрачность композитного материала. Он используется для режущего края и называется – прозрачный режущий край (Incisal Transpаrеnt, InTr), второй – это материал со средней степенью светопроницаемости, он наиболее часто применяется и поэтому называется – универсальный (Incisal Universal, InU), дальше идет светлая, матовая эмаль – Incisal White (InW), затем белая эмаль для отбеленных зубов – Incisal Bleach (InBl). Далее можно увидеть опаловые эмали со слабонасыщенным цветом для индивидуальных работ: с желтым оттенком (Incisal Yellow, InY) и эмаль с легким розовым оттенком (Incisal Red, InR). Для облегчения выбора эмалевого материала есть специальная расцветка, изготовленная из того же материала – NanoPaq (рис. 5).

                                            

Это исключает риск несоответствия цвета: Материал – Расцветка. Цветовые шаблоны расцветки имеют форму клина, чтобы можно было видеть оттенок эмали в зависимости от толщины слоя. В этой расцветке прозрачность от Insisal Transporеnt к Incisle Bleach уменьшается, а опаловость увеличивается. Это необходимо учитывать при моделировании. Теперь мы знаем, что находится в шприцах, и можем выбрать именно то, что нам необходимо для конкретной реставрации. Таким же образом желательно проанализировать любой материал, с которым вы работаете, иначе результат будет не прогнозируемым. Тонкие пластины композита необходимо изучать обязательно на темном фоне, имитируя ситуацию во рту. После этого материал желательно классифицировать с точки зрения его степени прозрачности и опаловости.

При использовании эмалей с различным уровнем светопроницаемости для стандартных методик реставраций (то есть в виде тонкого, заключительного слоя на режущем крае и вестибулярной поверхности) необходимо представлять, как данная эмаль может повлиять на общий вид реставрации. Для анализа этого влияния были изготовлены стандартные дентинные заготовки с мамелонами (цвет А3) (рис. 6), которые затем облицовывались эмалями из набора NanoPaq с разной степенью прозрачности. В такой же последовательности, как и в расцветке (рис. 7). Здесь можно четко видеть, как визуально проявляет себя та или иная эмаль на темном или светлом фоне.

          

Любой высокопрозрачный материал (здесь – Insisаl Transporent) дает слишком светопроницаемый режущий край. Такой в жизни встречается редко. Кроме того, при моделировании режущего края из такого материала надо всегда учитывать тип улыбки, если улыбка закрытая (губа прикрывает верхние зубы), надо быть весьма осторожным. В такой клинической ситуации возможен эффект, когда очень прозрачный режущий край визуально пропадает и создает иллюзию беззубого рта. При использовании материала средней прозрачности – (Incisal Universal) все эти эффекты выражены в гораздо меньшей форме, его меньшая светопроницаемость, как бы все сглаживает, делает переходы более плавными. Именно поэтому этот материал применяется гораздо чаще. Хороший эстетический эффект дает его комбинация с прозрачным материалом.

При использовании материалов с выраженными опаловыми свойствами, например, Incisal White или Incisal Bleach, необходимо помнить об эффекте «матовой лампочки» и использовать эти эмали в виде тонких поверхностных слоев только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Если в ваш стандартный набор материалов включены только такие опаловые массы, а необходимости в такой эмали нет, можно нанести ее с внутренней, оральной стороны, а на режущий край нанести обычную дентинную массу. В сумме слоев режущий край будет более прозрачным, но общий цвет реставрации не изменится.

Все эмали обладают в той или иной мере прозрачностью. А это значит, что моделирование мамелонов в дентине необходимо делать осознанно. Здесь нет стандартной схемы. Нужно внимательно проанализировать внутреннюю структуру соседних зубов, прежде чем начинать реставрацию. Кроме того, на примере прозрачного материла и разных дентинных заготовок можно увидеть, как особенности моделирования мамелонов влияют на общий вид реставрации. Чем круче и глубже углубления между ними, тем более выражены темные вертикальные линии на вестибулярной поверхности около режущего края. Если же эти углубления пологие, то переход между мамелонами, более плавный (рис. 8.1 и рис. 8.2).

                            


 

Все это напрямую связано с прозрачностью и отражением света. Правильно наложенная на режущий край эмаль поможет также добиться и так называемого Halo-эффекта (эффект венца или нимба). Он визуально проявляется у молодых пациентов по режущему краю в виде тонкой белой линии (рис. 2 и 3). При имитации, он воспроизводится не красками, а правильной моделировкой, которая помогает концентрироваться отраженному свету на самом краешке режущего края (рис. 9). Для воспроизведения естественного режущего края для большинства прямых реставраций, достаточно пользоваться комбинацией прозрачной (Incisal Transpаrеnt, InTr) и среднепрозрачной эмали (Incisal Universal, InU). Это тот необходимый минимум, который нужен в арсенале врача для нормальной работы. Для более творческой, индивидуальной моделировки ассортимент эмалей должен быть расширен до вышеперечисленного комплекта. Тогда доктор сможет успешно применить одну из базовых техник восстановления или попытаться их комбинировать. При моделировании режущего края обычно применяются следующие техники:

- Послойное нанесение

- Моделировка латеральными сегментами

Послойное нанесение применяется чаще, так как оно копирует естественное строение зуба. Здесь необходимо моделировать слоями и чтобы между слоями была четкая граница. Только тогда режущий край будет естественным и живым. Комбинируя толщину слоев искусственной эмали, мы можем управлять общей прозрачностью и создавать индивидуальные реставрационные работы. Эта техника восстановления применяется чаще у молодых пациентов. У них режущий край обычно весьма прозрачный, а внутренние структуры четко видны. В таких работах доля прозрачного композита при моделировании может быть увеличена. Кроме того, прозрачная эмаль незаменима когда надо акцентировать разделение между мамелонами на вестибулярной поверхности зуба. Прозрачная эмаль не меняет цвет зуба, поэтому с помощью нее можно корректировать форму реставрации, она делает зуб объемным. Техника послойного нанесения может использоваться и для пожилых пациентов. У людей в возрасте эмаль по режущему краю обычно стирается, оголяя пористые участки дентина. Он прокрашивается и дает в центре режущего края достаточно интенсивный глубокий цвет. Далеко не всегда этот эффект надо имитировать при реставрации. Но учитывать его при моделировании режущего края можно, хотя и в менее выраженной форме. Для этого удобно комбинировать прозрачную и желтую эмаль. Возьмем стандартную заготовку, имитирующую структуру дентина (рис. 10.1). Прозрачная InTr кладется первым слоем с валиками-утолщениями на апроксимальных поверхностях (рис. 10.2). Затем в центр режущего края наносится тонкий слой желтой опаловой эмали InY. После обработки режущий край выглядит естественно, хотя и не имеет выраженной прозрачности по самому краю (рис. 10.3).

    

Особый интерес представляет собой вариант моделирования режущего края латеральными сегментами разных эмалевых масс. Эта методика давно и успешно используется в зуботехнической лаборатории, но врачи, как правило, ее применяют редко. Хотя при работе с композитным материалом ее легче использовать, чем в керамике. Принцип этой техники простой: режущий край покрывается вертикальными сегментами эмалевого материала разной прозрачности и разных цветовых оттенков. Эти сегменты располагаются плотно друг к другу, под разными углами наклона, как бы наползая друг на друга. Чем больше угол, тем визуально будет более плавным переход цвета и прозрачности будет от сегмента к сегменту. Если же они расположены друг к другу под углом в 90 градусов, стык может смотреться как тонкая трещина на режущем крае. Этот эффект будет выражен сильнее, если прозрачность сегментов сильно отличается. Подбор разных видов эмалей и моделирование сегментов – работа творческая, но необходимо помнить о некоторых общих важных принципах. Во-первых, при использовании данной методики желательно, чтобы соблюдался принцип симметрии расположения сегментов по отношению к вертикальной оси зуба. Хотя иногда можно и отступить от этого принципа. Во-вторых, для естественного восприятия режущего края латеральные границы сегментов должны быть по возможности вертикальными и не иметь выраженного наклона к центральной оси коронки зуба. Техника латеральной сегментации может применяться как у молодого, так и у пожилого пациента.

У молодого пациента эта методика работы идет в определенной последовательности. В дентине моделируются ма-мелоны (рис. 11.1). Затем пространство между ними заполняется прозрачной массой, которая выравнивает поверхность (рис. 11.2). Затем по бокам наносятся прозрачные латеральные сегменты, они должны моделироваться слегка длиннее, чем мамелоны дентина (рис. 11.3). После этого вплотную к этим сегментам выкладываются еще тонкие полоски, но уже из белой опаловой эмали (рис. 11.4). Потом снова прозрачные (рис. 11.5) и, в заключение, в центре моделируется тонкий сегмент из опалового желтого материала (рис. 11.6). После выкладывания всех сегментов зуб облицовывается тонким слоем прозрачной или универсальной эмали (рис. 11.7) и после этого обрабатывается. После полировки режущий край выглядит достаточно живо и естественно, а сегменты явно не выделяются (рис. 11.8).

При работе техникой латеральной сегментации иногда можно использовать и несимметричные сегменты, которые будут отличаться по прозрачности. Они не должны быть широкими и их не должно быть очень много. Один из таких примеров (рис. 12). Здесь один латеральный сегмент сделан белой эмалью, а второй – прозрачной. Для общей облицовки выбрана универсальная эмаль.

                                                  

Латеральная сегментация отлично подходит для моделирования режущего края у пациентов зрелого возраста, но есть одна особенность при моделировании, о которой нельзя забывать. Тонус мышц губ с возрастом снижается, и верхняя губа становится длиннее, а зубы стачиваются, поэтому видна их совсем незначительная часть. При удлинении режущего края и моделировании его прозрачным, как у молодого человека, может появиться иллюзия, что рот без зубов. Об этом эффекте уже ранее упоминалось. Кроме того, удлинение режущего края не может быть сделано без анализа артикуляционных движений нижней челюсти, а эти движения часто не позволяют избирательно удлинять зубы. В противном случае реставрация будет скалываться. Несмотря на отсутствие выраженной прозрачности, режущий край у таких пациентов должен смотреться красиво и естественно. В этом случае на помощь и приходит латеральная сегментация. С помощью этой техники можно легко добиться отличного вида зубов немолодых пациентов. При моделировке таких зубов внутренняя структура дентинных мамелонов моделируется иначе. Сквозь режущий край они явно не просвечивают. Поэтому нет необходимости делать их явно выраженными. На режущем крае они стираются, а на вестибулярной поверхности их воспроизводить необходимо. Дальше мы подбираем необходимые эмали и с учетом вышеописанной техники выкладываем их латеральными сегментами. Потом зуб обрабатывается и полируется. Такая реставрация будет смотреться очень естественно.

Имитация естественного режущего края – работа творческая и кропотливая. И все стоматологи, независимо от уровня мастерства, согласятся, что работа с прозрачными и полупрозрачными композитами очень важна, и, только грамотно комбинируя их, можно добиться действительно исключительного результата.

Статья предоставлена компанией "Артис-Трэйд"

 

 

 

 

Регулярно читаете статьи по специальности? Подпишитесь на нашу рассылку.

No comments yet