В некоторых лабораториях не полностью реализованы возможности использования светопроницаемой цирконовой керамики в сочетании с подходящей к ней керамической облицовкой. ГансЮрген Джойт, мастер зуботехнической технологии, на примере одной из пациенток рассматривает этапы нанесения керамического покрытия на этот универсальный материал премиум-класса.
Возможность реализовать своё художественное видение и практическое мастерство часто является причиной выбора зубным техником своей профессии, и играет важную роль в развитии зуботехнической технологии. Облицовка реставраций передних зубов требует от исполнителя сочетания хорошего вкуса и технического мастерства. Зубы 1, 2 и 3, как правило, хорошо заметны. То, как они выглядят, оказывает прямое воздействе на «первое впечатление» о человеке.
Практическое задание на курсах состояло в восстановлении 4-х передних зубов. Главным требованием было показать уникальный светооптический потенциал диоксида циркония Premium (Cercon ht, Degudent), а затем оценить реставрацию во рту пациентки (рис. 1).
Во время практического обучения инструктор работал над реальной реставрацией для пациентки, побуждая участников курсов применять используемые им приёмы для выполнения их собственной работы. Из цирконового блока Cercon ht были вышлифованы 4 каркаса коронок. Полуспечённые каркасы подвергли пескоструйной обработке и очистке перед проведением окончательного обжига (рис. 2).
Для облицовки каркасов участникам был предложен набор облицовочной керамики Cercon Ceram Love (DeguDent), идеально сочетающейся с диоксидом циркония.
Используя технику «трёхцветного» нанесения керамических масс (рис. 3), мы должны убедиться, что материал каркаса выбран правильно. По сравнению с опаковыми материалами, выбранная нами светопроницаемая каркасная керамика усиливает прохождение света, особенно в области края реставрации, поэтому закрытие таких областей смесью масс ID 3 и Sunset позволяет нам избежать появления серых тонов. Из-за необходимости нанесения в этой области минимальной толщины керамического покрытия нам придётся использовать массу с высокой насыщенностью цветом, и мы добавим к смеси небольшое количество Flu 2 для усиления прохождения света. Нанесение опакового дентина позволит обеспечить гармоничный переход к режущему краю.
Рис. 3. Техника «трёхцветного» нанесения керамического покрытия. Эта техника известна не только во франкоговорящих странах, но и во всём мире
В соответствии с пожеланиями нашей пациентки и для создания естественного перехода из одного оттенка в другой, мы нанесли на центральные области реставрации массы Flu 1 и OD 0 (рис. 4).
На этом этапе важно оценить наклон режущего края, что позволит нам определить глубину нанесения будущего слоя эмали (рис. 5).
В пришеечной области был нанесён дентин А2, а добавление интенсивного серого красителя позволило усилить нам эффект прозрачности режущего края. Для нанесения дентинов D2 и D3 мы использовали технику чередования слоёв керамической массы (рис. 6).
Для обеспечения нужного оптического эффекта в центре реставраций был нанесён дентин А1 (рис. 7).
Форму зуба удлинили чередованием слоёв эмалевой массы Е2 и Е3 в области режущего края (рис. 8).
Внутренние эффекты, такие, как мамелоны и вторичный дентин, имитировали опаковыми интенсивными дентинами ID 0 и ID 3. Моделирование анатомической формы реставраций завершали разными эмалями, прозрачной и опаловыми массами (рис. 9).
При уточнении формы и наклона режущего края мы должны следовать одному правилу: такую работу выполняют перед проведением обжига (рис. 10).
Моделирование проксимальных областей завершают эмалями, а перед этим используют смесь, ранее наносимую на пришеечную область (рис. 11).
После обжига мы наблюдаем необходимый нам камуфляжный эффект или эффект хамеленона (рис. 12).
Идеальное цветовое соответствие цвета коронок окружающим натуральным зубам было достигнуто нанесением интенсивного дентина на краевые и проксимальные области, и добавлением оптических эффектов в центр, при этом мы снижали интенсивность окраски реставраций в направлении области режущего края. Изготовленные нами коронки обладали необходимой яркостью и гармонично сочетались с окружающими зубными рядами. Благодаря точному препарированию потребовалось только небольшое уточнение проксимальных контактов (рис. 13).
Коронка, установленная на зуб 22, гармонично сочеталась с соседним зубом 23, благодаря чему был достигнут незаметный переход от реставраций к натуральным зубам ( рис. 14).
Линия края коронки в проксимальных областях была видна с мезиальной стороны, и восприятие натуральности зуба усиливалось за счет световых эффектов на вестибулярной поверхности коронок. После консультации с пациенткой, инструктор подкорректировал яркость коронок (рис. 15).
Участникам практических занятий также удалось получить прекрасные результаты (рис. с 16 по 18), причём они добавили к работе свой особый стиль и свои собственные ноу-хау, что ещё раз доказывает, что стоматологические реставрации могут являться творческой работой художника, при условии, что их форма не создаётся полностью на компьютере.
Рис. 17. … и они также впечатляют
Рис. 18. Эта реставрация представляет собой ещё один индивидуальный взгляд на эстетическую сторону стоматологического лечения
Заключение
Реставрации, изготовленные из диоксида циркония Premium (Cercon ht, Degudent) с применением подходящих систем керамики для облицовки (Cercon Ceram Love, Cercon Ceram Kiss, DeguDent), предлагают широкий спектр возможностей художественного моделирования. Правильно выбранная техника нанесения керамического покрытия обеспечит получение наилучших эстетических результатов и полностью удовлетворит все запросы требовательных пациентов. Сочетание каркасного материала, обладающего полупрозрачной структурой, с правильно выбранной керамической облицовкой является неотъемлемой частью эстетического успеха. Возможность комбинирования материалов позволяет изготавливать реставрации с натуральными оптическими свойствами, создавать гармоничные цветовые переходы и имитировать глубину.
Перевод – Елены Дьяконенко