В некоторых лабораториях не полностью реализованы возможности использования светопроницаемой цирконовой керамики в сочетании с подходящей к ней керамической облицовкой. ГансЮрген Джойт, мастер зуботехнической технологии, на примере одной из пациенток рассматривает этапы нанесения керамического покрытия на этот универсальный материал премиум-класса.
Возможность реализовать своё художественное видение и практическое мастерство часто является причиной выбора зубным техником своей профессии, и играет важную роль в развитии зуботехнической технологии. Облицовка реставраций передних зубов требует от исполнителя сочетания хорошего вкуса и технического мастерства. Зубы 1, 2 и 3, как правило, хорошо заметны. То, как они выглядят, оказывает прямое воздействе на «первое впечатление» о человеке.
Практическое задание на курсах состояло в восстановлении 4-х передних зубов. Главным требованием было показать уникальный светооптический потенциал диоксида циркония Premium (Cercon ht, Degudent), а затем оценить реставрацию во рту пациентки (рис. 1).
![Рис. 1. Исходная ситуация. Необходима реставрация четырёх передних зубов верхней челюсти](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-1.jpg)
Во время практического обучения инструктор работал над реальной реставрацией для пациентки, побуждая участников курсов применять используемые им приёмы для выполнения их собственной работы. Из цирконового блока Cercon ht были вышлифованы 4 каркаса коронок. Полуспечённые каркасы подвергли пескоструйной обработке и очистке перед проведением окончательного обжига (рис. 2).
![Рис. 2.Четыре каркаса коронок из диоксида циркония (Cercon ht) перед проведением обжига](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-2.jpg)
Для облицовки каркасов участникам был предложен набор облицовочной керамики Cercon Ceram Love (DeguDent), идеально сочетающейся с диоксидом циркония.
Используя технику «трёхцветного» нанесения керамических масс (рис. 3), мы должны убедиться, что материал каркаса выбран правильно. По сравнению с опаковыми материалами, выбранная нами светопроницаемая каркасная керамика усиливает прохождение света, особенно в области края реставрации, поэтому закрытие таких областей смесью масс ID 3 и Sunset позволяет нам избежать появления серых тонов. Из-за необходимости нанесения в этой области минимальной толщины керамического покрытия нам придётся использовать массу с высокой насыщенностью цветом, и мы добавим к смеси небольшое количество Flu 2 для усиления прохождения света. Нанесение опакового дентина позволит обеспечить гармоничный переход к режущему краю.
![Рис. 3. Техника «трёхцветного» нанесения керамического покрытия.](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-3.jpg)
Рис. 3. Техника «трёхцветного» нанесения керамического покрытия. Эта техника известна не только во франкоговорящих странах, но и во всём мире
В соответствии с пожеланиями нашей пациентки и для создания естественного перехода из одного оттенка в другой, мы нанесли на центральные области реставрации массы Flu 1 и OD 0 (рис. 4).
![Рис. 4. Для увеличения светлоты реставраций центральные области коронок покрывают керамическими массами Flu 1 и OD 0](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-4.jpg)
На этом этапе важно оценить наклон режущего края, что позволит нам определить глубину нанесения будущего слоя эмали (рис. 5).
![Рис. 5. На этом этапе решающее значение имеет уточнение наклона режущего края зубов](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-5.jpg)
В пришеечной области был нанесён дентин А2, а добавление интенсивного серого красителя позволило усилить нам эффект прозрачности режущего края. Для нанесения дентинов D2 и D3 мы использовали технику чередования слоёв керамической массы (рис. 6).
![Рис. 6. Дентины D2 и D3 наносят методом чередования слоёв керамической массы](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-6.jpg)
Для обеспечения нужного оптического эффекта в центре реставраций был нанесён дентин А1 (рис. 7).
![Рис. 7. Нанесение дентина А1 улучшает оптические свойства покрытия](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-7.jpg)
Форму зуба удлинили чередованием слоёв эмалевой массы Е2 и Е3 в области режущего края (рис. 8).
![Рис. 8. Для удлинения коронок и уточнения анатомической формы использовали разные эмали](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-8.jpg)
Внутренние эффекты, такие, как мамелоны и вторичный дентин, имитировали опаковыми интенсивными дентинами ID 0 и ID 3. Моделирование анатомической формы реставраций завершали разными эмалями, прозрачной и опаловыми массами (рис. 9).
![Рис. 9. Моделирование было завершено нанесением разных эмалей, прозрачных и опаловых масс](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-9.jpg)
При уточнении формы и наклона режущего края мы должны следовать одному правилу: такую работу выполняют перед проведением обжига (рис. 10).
![Рис. 10. Вид нанесённого керамического покрытия со стороны поверхности окклюзии перед проведением обжига](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-10.jpg)
Моделирование проксимальных областей завершают эмалями, а перед этим используют смесь, ранее наносимую на пришеечную область (рис. 11).
![Рис. 11. Приближенный вид одной из коронок](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-11.jpg)
После обжига мы наблюдаем необходимый нам камуфляжный эффект или эффект хамеленона (рис. 12).
![Рис. 12. Здесь очень хорошо виден знаменитый эффект хамелеона](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-12.jpg)
Идеальное цветовое соответствие цвета коронок окружающим натуральным зубам было достигнуто нанесением интенсивного дентина на краевые и проксимальные области, и добавлением оптических эффектов в центр, при этом мы снижали интенсивность окраски реставраций в направлении области режущего края. Изготовленные нами коронки обладали необходимой яркостью и гармонично сочетались с окружающими зубными рядами. Благодаря точному препарированию потребовалось только небольшое уточнение проксимальных контактов (рис. 13).
![Рис. 13. После коррекционного обжига. Теперь остаётся только уточнить проксимальные контакты](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-13.jpg)
Коронка, установленная на зуб 22, гармонично сочеталась с соседним зубом 23, благодаря чему был достигнут незаметный переход от реставраций к натуральным зубам ( рис. 14).
![Рис. 14. Гармоничный переход от коронки (в области зуба 22) к натуральному зубу (23)](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-14.jpg)
Линия края коронки в проксимальных областях была видна с мезиальной стороны, и восприятие натуральности зуба усиливалось за счет световых эффектов на вестибулярной поверхности коронок. После консультации с пациенткой, инструктор подкорректировал яркость коронок (рис. 15).
![Рис. 15. Готовая коронка во рту пациентки](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-15.jpg)
Участникам практических занятий также удалось получить прекрасные результаты (рис. с 16 по 18), причём они добавили к работе свой особый стиль и свои собственные ноу-хау, что ещё раз доказывает, что стоматологические реставрации могут являться творческой работой художника, при условии, что их форма не создаётся полностью на компьютере.
![Рис. 16. А это коронки, изготовленные участниками практических занятий…](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-16.jpg)
![Рис. 17. … и они также впечатляют](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-17.jpg)
Рис. 17. … и они также впечатляют
![Рис. 18. Эта реставрация представляет собой ещё один индивидуальный взгляд на эстетическую сторону стоматологического лечения](/res/data/fckeditor/user_1636/a0129-18.jpg)
Рис. 18. Эта реставрация представляет собой ещё один индивидуальный взгляд на эстетическую сторону стоматологического лечения
Заключение
Реставрации, изготовленные из диоксида циркония Premium (Cercon ht, Degudent) с применением подходящих систем керамики для облицовки (Cercon Ceram Love, Cercon Ceram Kiss, DeguDent), предлагают широкий спектр возможностей художественного моделирования. Правильно выбранная техника нанесения керамического покрытия обеспечит получение наилучших эстетических результатов и полностью удовлетворит все запросы требовательных пациентов. Сочетание каркасного материала, обладающего полупрозрачной структурой, с правильно выбранной керамической облицовкой является неотъемлемой частью эстетического успеха. Возможность комбинирования материалов позволяет изготавливать реставрации с натуральными оптическими свойствами, создавать гармоничные цветовые переходы и имитировать глубину.
Перевод – Елены Дьяконенко