В детском возрасте преобладают доброкачественные опухоли и опухолеподобные процессы. Дети с доброкачественными новообразованиями получают медицинскую-помощь в детских стоматологических поликлиниках и специализированных детских стоматологических стационарах. Детский врач-стоматолог должен владеть клиническими методами диагностики опухолей мягких тканей и костей лица и быть ориентирован в принципах отбора больных на амбулаторное лечение и госпитализацию. В поликлинике проводят лечение только больных с ограниченными или небольшими по размеру новообразованиями слизистой оболочки и тканей полости рта. Основной метод лечения доброкачественных новообразований— хирургический. Эффективность терапии опухолей в первую очередь зависит от их своевременной и правильной диагностики. Опухоль удаляют в пределах здоровых тканей, что возможно при новообразованиях, имеющих хорошо выраженную капсулу или четкие границы. Хирургический метод целесообразно применять в тех случаях, когда удаление новообразования не приводит к серьезным нарушениям функции тканей и органов полости рта и лица и не нарушает внешнего облика ребенка.
В ряде случаев в связи с особенностями анатомо-топографического строения областей рта, лица и шеи больного возникают трудности у детского хирурга: удаляя обширное доброкачественное новообразование в пределах здоровых тканей, он переводит больного из одной категории (онкологической) в другую — в группу больных с дефектами мягких тканей или костной ткани либо с функциональными нарушениями сустава, нейромышечной системы и др. Следовательно, часто даже полное удаление доброкачественной опухоли не приводит к полному выздоровлению ребенка. В связи с этим после удаления обширных опухолей мягких тканей и костей лица требуется длительный период реабилитации.
Из доброкачественных опухолей мягких тканей в детском: возрасте часто встречаются сосудистые новообразования (34%). Новообразования, развивающиеся из кровеносных и лимфатических сосудов, обладают способностью с ростом ребенка распространяться в окружающие ткани и органы, нарушают их форму и функцию, в связи с чем нередко их полное хирургическое удаление становится невозможным. Учитывая гистогенез сосудистых новообразований, можно осуществить или поэтапное удаление обширных поражений, или их консервативное лечение с помощью криодеструкции, склерозирования и других методов, завершающееся рубцеванием патологического очага. Данные методы можно комбинировать.
Благодаря успехам детской хирургической стоматологии и ортодонтии при вмешательствах на разных отделах лицевого-скелета остается все меньше участков, недоступных хирургу. В результате развития детской анестезиологии, реаниматологии,. внедрения противошоковых средств и гемотрансфузии, а также развития пластической и реконструктивной хирургии выполнение оперативных вмешательств, ранее считавшихся рискованными, стало обычным делом в крупных детских стоматологических стационарах.
При выборе хирургического метода лечения опухоли и дисплазии костей лица необходимо учитывать характер и вид новообразования, его склонность к рецидивированию, локализацию и степень распространения, возраст и состояние больного, а также возможность последующего восстановления формы и функции поврежденной кости и окружающих мягких тканей лица.
Выраженные регенеративные способности челюстных костей ребенка позволяют при некоторых доброкачественных опухолях не расширять без оснований объем операции, не проявлять излишний радикализм, поскольку у детей раннего возраста можно рассчитывать на естественную репаративную регенерацию кости после более простой операции. При лечении злокачественных опухолей костей лица у детей, наоборот, требуется максимальный радикализм, так как у маленьких детей опухоли развиваются наиболее быстро и после выполнения недостаточно радикального вмешательства отмечается быстрое прогрессирование процесса.
В то же время при доброкачественных костных опухолях и диспластических процессах у многих детей требуется осуществление обширной операции — резекции значительных участков: кости вплоть до удаления нижней челюсти с экзартикуляццей или полной резекции верхней челюсти. Объем операции определяется морфологическими особенностями роста новообразований. Так, например, большинство костных фибром не имеет четко выраженных границ уже на ранних стадиях развития и их быстрый рост приводит к резорбции обширных участков кости челюстей. Вследствие этого после удаления обширного костного новообразования требуются восстановительные операции или сложное челюстно-лицевое протезирование, а часто и то, и другое вместе.
Диспластические костные процессы, как правило, выявляют рано. В период роста лицевых костей патологический очаг способен быстро расти. В отдельных случаях, по-видимому, отмечается мультицентрический рост диспластического процесса одновременно в нескольких костях лицевого скелета (херувизм, цементодисплазия, гигантоформная цементома и др.). В связи с этим усложняется выбор методики оперативного вмешательства и требуются многократные операции. В отдельных случаях оперативное вмешательство не приводит к полному излечению ребенка и патологический очаг продолжает распространяться на прилежащие кости мозгового черепа.
В заключение следует подчеркнуть, что при лечении детей с новообразованиями тканей лица, полости рта и шеи требуется длительное наблюдение за оперированным больным в процессе его роста. При этом проводят ортодонтическое лечение и решают вопросы о необходимости выполнения, объеме восстановительных и пластических операций, а также устанавливают возраст, в котором эти вмешательства дадут оптимальный результат.
Авторы: Колесов А. А. Воробьев Ю. И. Каспарова Н. Н.