Кочконян Т.С., Калпакьянц О.Ю., Кочконян А.С.
«…..Все работы хороши,
выбирай на вкус»
В.В. Маяковский
В результате анализа исследований в отечественной и зарубежной литературе, посвященных проблеме мотивации выбора специальности стоматолога, обнаружено разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса профессионального самоопределения. Это и явилось основой нашего исследования мотивации выбора профессии у будущих врачей-стоматологов.
В декабре 2012 года на базе кафедры ортопедической стоматологии КубГМУ проводилось анонимное анкетирование среди студентов 3-5 курсов стоматологического факультета на тему: «Почему Вы выбрали обучение по специальности «Стоматология»? и «Какую профессию врача-стоматолога вы планируете выбрать по окончанию вуза»? В нашем анкетировании приняли участие 185 студентов стоматологического факультета бюджетной и платной форм обучения 3-5 курсов. Полученные качественные и количественные показатели были статистически обработаны.
Профессия стоматолога требует высокого уровня знаний по предмету. Такая работа требует спокойствия, умения концентрироваться, усидчивости и непосредственной заинтересованности в оказании помощи своим пациентам. Результаты анкетного опроса показывают, что ведущим мотивом выбора специальности «Стоматология» у 80% опрошенных выступает «Возможность приносить пользу людям». 45% молодых людей при выборе профессии стоматолога ориентировались только на ее престижность. Они хотят, чтобы профессия пользовалась высоким статусом в обществе и, став представителями профессии стоматолога, они автоматически стали бы уважаемыми людьми. 35% выбрали профессию врача-стоматолога потому, что она высокооплачиваема.
Однако недостаточно получить профессию, чтобы потом много зарабатывать. Заработок зависит не только от профессиональных знаний и навыков человека, но еще и от его желания работать. У 20% респондентов причина выбора профессии связана с желанием родителей. Например, родители навязывают профессию, о которой мечтали сами, но не смогли эту мечту реализовать. Около 80% таких студентов не работают по специальности, а 20%, получив не любимую профессию, будут просто отрабатывать своё рабочее время.
Выделяется несколько специализаций стоматологии: терапевтическая, хирургическая, ортопедическая, детская и военная. По результатам анкетирования относительно вопроса “Какую профессию врача-стоматолога вы планируете выбрать по окончанию вуза»? Можно отметить, что 23% респондентов планируют работать врачами-стоматологами терапевтами; 29% -хирургами стоматологами (из них 15% – пластическими хирургами, 60% – имплантологами); 30% -стоматологами–ортопедами, 13% -детскими стоматологами, из них 80% -ортодонтами; военными стоматологами – 5%.
Судя по результатам анкетирования, сегодняшние студенты-стоматологи при выборе профессии стоматолога руководствуются престижностью раздела стоматологии и востребованностью на данный момент. Интерес к профессии, к ее содержанию, склонность к выполнению соответствующей профессиональной деятельности – один из наиболее существенных мотивов, по которому молодежь выбирает себе профессию врача-стоматолога.
Выбор профессии врача-стоматолога и стремление работать непосредственно связано с тем, насколько человеку нравится его профессия и работа. Правильно выбранная специальность приносит здоровье пациентам, радость родным и близким. В ходе анкетирования выявлено, что за время обучения на стоматологическом факультете, чем ближе диплом “Врача-стоматолога”, тем больше интерес к будущей специальности. Средства массовой информации, беседы в школах, знающие и любящие свою профессию преподаватели и врачи-наставники создают основу успешного воплощения мечты будущего врача-стоматолога.
Список литературы:
1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М. “Генезис” -2006.
2. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
ВНИМАНИЕ! Любое копирование и размещение в сторонних источниках материалов, опубликованных на сайте WWW.STOMPORT.RU, возможно только при указании АКТИВНОЙ ссылки на источник. При копировании этой статьи указывайте: