На рис. 23 представлено препарирование зубов под Ф.М.В., выполненное таким образом, чтобы в пришеечной области сохранилась высокая цветовая насыщенность твердых тканей. Для этого проводится легкое желобообразное препарирование в области десневого края. Следует еще раз подчеркнуть, что при изготовлении винира эту область моделируют из фарфоров с высокой степенью прозрачности (рис. 24)
Рис 23 Рис 24
Рис. 23. Для того, чтобы составить суждение об “эффекте линзы” в первую очередь следует оценить форму препарирования опорного зуба. Для усиления “эффекта линзы” препарирование в области пришеечного края должно быть выполнено с формированием легкого желобообразного уступа.
Рис. 24. Фарфоровый многослойный винир (вид снаружи и изнутри), изготовленный для зуба, показанного на рис. 23. Для моделирования винира в области, приближенной к шейке зуба, использована расцветка фарфора с более высокой степенью прозрачности.
и перед фиксацией цементом проводят примерку на воду (рис. 25). На рис. 27 представлен винир, повторно изготовленный для зубов, изображенных на рис. 23, после проведения углубленного препарирования (увеличения съема твердой ткани) в пришеечной области (см. рис. 26).
Рис 25 Рис 26
Рис. 25. Примерка на воду Ф.М.В., соответствующего рис. 24, изготовленного для восстановления препарированного зуба, представленного на рис. 23.
Рис. 26. Углубление препарирования (увеличение съема) в пришеечной области зуба, представленного на рис. 23. При такой форме препарирования потребуется изготовление нового винира, для которого будет использован фарфор с более высокой степенью прозрачности.
Рис 27 Рис 28
Рис. 27. Винир, изготовленный для препарированного зуба, изображенного на рис. 26.
Рис. 28. Примерка на воду Ф.М.В., соответствующего рис. 27, изготовленного для восстановления препарированного зуба, представленного на рис. 26. Мы видим, что окраска реставрации, представленной на рис. 25 выглядит более светлой и по цветонасыщенности и яркости цвета ближе совпадает с окраской натуральных зубов, чем во втором случае (рис. 28).
Если мы сравним рис. 25 с рис. 28, то поймем, что в первом случае реставрация выглядит более натуральной и эстетичной, поскольку яркость ее окраски и цветонасыщенность в пришеечной области лучше совпадают с аналогичными показателями у натуральных зубов. При глубоком препарировании, напротив, получение задуманной окраски станет невозможным. По моему мнению, это связано с тем, что из-за присутствия более толстого слоя прозрачного фарфора отражение света от поверхности препарированного зуба ослабевает (т.е. просвечивание окраски зуба ухудшается), и реставрация будет выглядеть более темной, а ее эстетический вид проигрывать достигнутому в первом случае.
Существуют другие концепции, которые мне бы хотелось рассмотреть также подробно, как эту, однако каждая из них основана на конкретных клинических ситуациях. Например, в случаях изменённой окраски пришеечной области, следует обдумать ситуацию и решить, будет ли эффективным препарирование, подходящее для случаев, аналогичных представленному на рис. 23? Нужно ли отражать измененную окраску, и не лучше ли сформировать прямой уступ, напоминающий препарирование зуба под цельнокерамические коронки?
Мне кажется, что применение «техники эффекта линзы» будет полезным в тех ситуациях, когда окраска пришеечной области не оценивалась при дневном свете, а также если могут возникнуть проблемы с воспроизведением окраски пришеечной области из-за присутствия зеленоватых тонов в цвете нижних участков опорного зуба или при бледной окраске десен пациента.
В предыдущих разделах I и II было рассказано об участии зубного техника в эстетической реставрации зубов пациента до изготовления диагностической модели и о том, что если иметь полную и подробную информацию о цвете зуба, то воспроизвести окраску реставрации в области пришеечного края будет несложно.