В настоящее время привычное представление о деятельности врача-стоматолога, как исполнении строго определенной профессиональной роли, явно устарело. Стоматология превратилась в особый культурный комплекс, который включает экономику и менеджмент, высокие технологии и новейшие психологические методики, а также многое другое. Таким образом, роль стоматолога из узкопрофессиональной превращается в роль социальную [2]. Население страны получило возможность свободного выбора стоматолога, лечебного учреждения, формы оплаты лечения. Платная стоматологическая помощь стала реальным фактом и благоприятно воспринята значительной частью населения. Это привело к возникновению конкуренции за пациента между специалистами, государственными и частными стоматологическими поликлиниками, что благоприятно отразилось на качестве стоматологической помощи.
Многолетняя государственная монополия на стоматологическую помощь, ее «бесплатность» для населения, отсутствие альтернативных стоматологических учреждений, а следовательно, и конкуренции, не стимулировали многих врачей к освоению современных методов диагностики и лечения, получению новых знаний, повышению качества работы. Нередко это вело к безответственному, халатному отношению к своим профессиональным обязанностям. В современных условиях произошел значительный скачок и в качестве оказания стоматологической помощи. Изменилась психология больных, большинство из них хотят иметь высокий уровень обслуживания и современный стоматологический сервис. Поэтому успех лечения во многом зависит от взаимоотношения врача и больного. Взаимоотношения между врачом и больным многообразны и зависят от многих факторов, в том числе и от личностных особенностей пациента и врача. Интерперсональные взаимоотношения развиваются успешней в тех случаях, когда медицинская помощь действенна, а лечебные вопросы решаются оперативно. Однако иногда у больного с врачом складываются и напряженные отношения, что обычно связано с неудовлетворительными результатами лечения, индивидуальными особенностями врача и пациента. В положительном решении психологических аспектов в деятельности врача основную роль играют высокий профессионализм, большое искусство обращения с больными, высокое требование к себе. Для того чтобы решать эти непростые задачи, каждый врач должен быть наделен рядом свойств и качеств, отличающих его от других людей: широкое образование, глубокое знание своей специальности, интеллигентность, личное обаяние и правдивость врача [1].
Известно, что стоматологические вмешательства сопровождаются большим эмоциональным стрессом. Страх пациента перед ожидаемой болью и предстоящими манипуляциями врача является основной причиной позднего обращения его к врачу. Если пациент впервые обратился к стоматологу, нужно задействовать весь свой интеллектуальный потенциал и возможности аппаратуры, инструментария и медикаментов таким образом, чтобы максимально снизить боль при приеме. Обезболивание в стоматологии - важнейший фактор, способствующий соблюдению принципов деонтологии. Обезболивание манипуляций, связанных с препарированием зуба, обработке при протезировании дает возможность врачу не только правильно обработать зубы, но и помогает решать многие деонтологические вопросы. Реализация этого права имеет не только этический аспект. Безболезненность врачебных манипуляций – необходимое условие качественного оказания стоматологической помощи. Наличие современных анестетиков позволяет врачу в большинстве случаев безболезненно провести лечение. Препарирование кариозной полости, обработка зубов под искусственные коронки и другие виды протезов иногда проводятся без обезболивания, что необходимо рассматривать как грубое нарушение прав пациента.
Многие из молодых врачей имеют поверхностные представления о своей правовой и профессиональной ответственности, о юридических основах деятельности врача с одной стороны, а пациенты о своих правах - с другой [2]. На наиболее важных правах пациентов, о которых должен знать врач стоматолог, считаем целесообразным остановиться. Главные из них: право на выбор врача и лечебного учреждения, на сохранение тайны о факте обращения за медицинской помощью и о состоянии здоровья, на получение полной информации о своем заболевании, методах лечения и возможных последствиях, на облегчении боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, доступными способами, средствами, на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала, на обследование и лечение в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, на возмещение ему ущерба, причиненного при оказании медицинской помощи. В случае нарушения своих прав пациент может обращаться с жалобой к руководителю лечебно-профилактического учреждения, в которой оказана ему помощь, в профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, либо в суд для возмещения причиненного здоровью ущерба. В том случае, если пациент хорошо информирован, врач-стоматолог может стать прекрасным источником дохода, как для него, так и для юриста, представляющего его интересы.
Специфической для юридической ответственности медицинских работников за причинение вреда здоровью пациентов является проблема врачебной ошибки. Основным критерием врачебной ошибки является вытекающее из определенных объективных условий добросовестное заблуждение врача, основанное на несовершенстве современного состояния медицинской науки, методов исследования, на особом течении заболевания у больного или недостатке знаний и опыта у врача, но без элементов халатности, небрежности и профессиональной неграмотности. Таким образом, врачебные ошибки связаны с объективными условиями и обстоятельствами, смягчающими вину врача [1]. Основной путь предупреждения врачебных ошибок – добросовестность и честность в выполнении профессиональных обязанностей, повышение уровня теоретической подготовки и совершенствование практических умений по обследованию и лечению. Ошибки – неизбежные и печальные издержки врачебной деятельности. Единственное положительное их следствие – это то, что они учат не ошибаться. И виновен не тот врач, кто допускает ошибку, а тот, кто из-за трусости отстаивает свою правоту. Умение признать ошибку – один из критериев профессионализма. Необходимо отметить, что ответственность медицинских работников за нарушение прав граждан в сфере здравоохранения может быть гражданской, уголовной, административной и дисциплинарной [3].
Предметом особого внимания является вопрос о ведении документации. Являясь не только медицинским, но и юридическим документом, медицинская карта может играть важную роль при рассмотрении исковых заявлений пациентов, различных споров, уголовных дел, а также при проведении судебно-медицинской экспертизы в случаях профессиональных правонарушений медицинских работников.
Стоматология, как область научной и практической медицины, не представляет исключения с точки зрения важности соблюдения специалистами этико-деонтологических норм и правил. Этические принципы и вопросы профессионального поведения врача-стоматолога подробно изложены в разработанном Стоматологической ассоциацией России кодексе и отражают не только специфику поведения и нравственность взаимоотношений врач-стоматолог -больной, врач -общество, но и профессиональный такт, этикет, что, несомненно, оказывает весьма позитивное действие на психику пациента, вызывает его доверие к лечебным и профилактическим мероприятиям. Основные положения медицинской этики изложены в «Клятве Гиппократа» и сохраняют актуальность в настоящее время. Однако необходимо подчеркнуть, что в настоящий исторический период этике и медицинской деонтологии угрожает девальвация таких принципов, как гуманность, доброта, сострадание и милосердие. Эта тенденция проявляется в тех случаях, когда врачи усматривают в своих обязанностях не столько заботу о пациентах и их здоровье, сколько источник материального благополучия. Именно в этих условиях крайне важно не предавать забвению нравственные постулаты, принципы человеческих отношений и медицинской деонтологии.
Список литературы:
1. Образцов Ю.Л. Нравственные и правовые аспекты деятельности врача стома-толога в современных условиях / Ю.Л. Образцов, Т.Н. Юшманова // Стоматология. – 2009. – № 4. – С. 51-53.
2. Кудрявая Н.В. Психологическая и педагогическая компетентность в формированиибудущихроссийскихврачей-стоматологов // Стоматология. – 2007. – № 6.
ВНИМАНИЕ! Любое копирование и размещение в сторонних источниках материалов, опубликованных на сайте WWW.STOMPORT.RU, возможно только при указании АКТИВНОЙ ссылки на источник. При копировании этой статьи указывайте: