В.В. Садовский,
главный редактор журнала
"Экономика и Менеджмент в Стоматологии",
директор НИИАМС, член Правления FDI/ERO
Субъекты права, имеющие лицензию на оказание стоматологической помощи населению, обязаны соблюдать законы и государственные нормативные акты, независимо от формы собственности.
Безусловно, СанПиНы по аспектам эргономики, рентгеновского обследования, кадровые соответствия проверяются лицензирующими органами и, несмотря порой на их несовременность, соблюдаются подавляющим большинством обладателей лицензий.
Предметом нашего исследования стало определение информированности руководителей негосударственных стоматологических организаций (НСО) о государственных нормативах при оказании стоматологической помощи населению и, как следствие – соблюдения этих нормативов. Нами было организовано анонимное анкетирование руководителей НСО.
Объектом внимания были выбраны аспекты:
- легального использования драгметаллов в зубном протезировании,
- ведение учета труда врачей в УЕТ,
- полноценная годовая отчетность в отделы медстатистики,
- классифицирование организаций по категорийности, а также кадровый вопрос «о соотношении врачей к среднему медицинскому персоналу» и организация стоматологического приема «в четыре руки».
Всего было исследовано 920 НСО из 47 субъектов РФ. Исследование эрудиции и осведомленности руководителей государственных и муниципальных структур данных субъектов РФ по вышеупомянутым аспектам нами в данной работе не проводилось, однако не является секретом тот факт, что главные врачи (директоры) государственных и муниципальных стоматологических учреждений назначаются на должность, как правило, из числа наиболее опытных и эрудированных специалистов, имеющих опыт руководства; как минимум – подразделениями поликлиник. Как выяснилось в нашем исследовании, руководители НСО в более чем 50 % случаев до занятия руководящей должности в НСО опыта руководящей работы не имели вообще, а на курсах (циклах) повышения квалификации большинство из них не повышали свою квалификацию в данных аспектах и доступа к действующим приказам МЗ, кроме ограниченных возможностей поисковой системы в Интернете, не имеют. Важным следует считать тот факт, что 76 % руководителей НСО не посещают съезды СтАР в Москве, регулярно покупают литературу по организации здравоохранения только 27 %, имеют подписку на журнал – орган СтАР по реформе стоматологической службы «Экономика и менеджмент в стоматологии» только 18 % руководителей НСО, не более 24 % периодически покупают журнал в розничной торговой сети.
Из НСО крупных субъектов федерации большинство респондентов (83 %) жалуются на непрозрачность законов и подзаконных актов, почти 79 % – на «штрафную», а не обучающую или профилактическую миссию при посещении клиник контролирующими органами (табл. 1).
Таблица 1. Лояльность руководства НСО к государству (в % от опрошенных)
Таблица 2. Отношение руководителей НСО к организационным процедурам (в % от опрошенных)
Результаты исследования эрудиции и осведомленности руководителей НСО по обозначенным выше аспектам представлены в таблице 2 в виде процентов к общему числу обследованных НСО в конкретном субъекте. В целом, руководители НСО настроены негативно к бюрократическим требованиям государства, однако по ряду аспектов считают государство аутсайдером – например, в вопросах соотношения кадров или «приема в четыре руки». Таким образом, и руководителям Минздравсоцразвития РФ, и Правлению СтАР предстоит большая работа по общедоступности информационного пространства в стоматологии в юридическом аспекте, а формирование алгоритма пополнения знаний руководителей НСО в области общественного здоровья и организации здравоохранения должно стать одной из общественных задач российской стоматологии.
Статья предоставлена журналом "Экономика и Менеджмент в Стоматологии"