«Реклама стоматологических клиник во всем мире агрессивная, — делится в эфире РБК-ТВ в программе „Сфера интересов“ владелец медицинского центра „Агами“ Борис Агами. — Однако очень трудно находить хороших врачей. Это проблема номер один. Мы постоянно подаем объявления, но из 10 (соискателей) нет ни одного, кто бы соответствовал критериям».
При этом количество стоматологических кресел постоянно увеличивается. Аналитики из «Амико» в 2006г. насчитали в Москве 920 негосударственных стоматологий, а в 2008г. — 1400. Но если количественный рост за 2 года составил 65%, о качественном говорить не приходится, считают эксперты.
Главным образом, увеличивается число «кабинетов на первом этаже» с одним креслом и одним врачом — они занимают 60% рынка. Этот сегмент наиболее нестабилен: стоматологи-одиночки со временем или уходят с рынка, или расширяют бизнес до уровня клиники. Трудных пациентов «с первого этажа» в лучшем случае «без попыток лечения» перенаправляют в медицинские центры. Формат клиник занимает оставшиеся 40% рынка. Причем порядка 1,8% клиник в Москве — иностранные.
Но и в клиниках, по словам специалистов, все та же беда — дефицит квалифицированных кадров. «Скажем, перфорация одного из нервов нижней челюсти (при имплантации). Я каждый год имею 3—4 случая, когда к нам направляют пациентов после других клиник, — сетует Б.Агами. — Врачи сделали из-за неопытности, из-за отсутствия соответствующего оборудования ошибку, и губы у пациента больше не шевелятся — анемия. Ничего уже нельзя поделать, не существует методики, по которой пациент мог бы реабилитироваться. И компенсации он тоже никакой не получит».
И хотя стоматологические услуги в России лицензируются, факты отзыва лицензий неизвестны. Российские врачи фактически не несут никакой ответственности. Эта проблема во многих странах решается за счет страхования врачебной ошибки (1—3 ошибки за год и врачу отказывают в страховке). Еще один вариант — ужесточение лицензирования.
«Так, ассоциация стоматологов Израиля инициировала закон, по которому имплантацию будут делать только врачи-специалисты, — делится международным опытом Б.Агами. — Эти врачи, отработав после института 2 года, потом еще 5 лет учатся. На всю страну таких врачей в Израиле 200 человек». Правда, этот закон инициирован только в 2008г. Но в России эти операции может делать любой врач-стоматолог, получивший лицензию, а получить ее нетрудно.
Особенно при помощи крупных компаний-производителей имплантатов. «Американские компании на территории России втягивают в это все большее количество врачей, говоря им, что научат за три визита делать операции по имплантации, — предупреждает Б.Агами. — Берут за это достаточно небольшие деньги, потому что не здесь они зарабатывают. И после этих „курсов“ говорят, что можно делать такие операции, а врач вешает в кабинете табличку».
Ошибки российских стоматологов не застрахованы, но при этом за их услуги приходится выкладывать как минимум 2—3 тысячи рублей. И Москва «держит» высокие цены даже при низкой загруженности стоматологических клиник (средняя загруженность — 45%). Бизнес оказывается рентабельным с учетом того, что и работы немного.
Однако высокие цены на стоматологические услуги — бич не только Москвы, но и других европейских столиц. Стоматологи как будто сговорились в целях развития «медицинского туризма». «Стоматологические процедуры в Венгрии уже дешевле московских», — рассказал в гостях «Сферы интересов» гендиректор туркомпании «Златые врата» Марк Слонимский. Многие москвичи отправляются лечить зубы за Урал или в братскую Белоруссию.
Любопытно, что в очереди к венгерскому стоматологу москвичи встречаются с гражданами Англии, Швейцарии, Германии. А вот граждане Швеции предпочитают лечить зубы в Эстонии и Польше, — уверяют эксперты.
Остается добавить, в среднем ежемесячный оборот одной московской клиники — 20—30 тысяч долларов. Клиники неохотно структурируются в сети. Сетевыми являются только около 24% клиник, самые крупные из которых «Мастер дент» (28 клиник), «Стоматологическая ассоциация «Стела» (16 клиник), «Аванстом» (18 клиник) «Денто-Эль» (9 клиник).