Стоматолог – это клинический психолог

Стоматологические статьи
  • 3 июня 2009
  • 8012
Междисциплинарная стоматология
Теория

Настоящая публикация является частью книги «Индивидуальный психологический подход стоматолога к пациенту». В ней собран личный опыт автора в области человеческих взаимоотношений и почти двадцатипятилетний опыт работы в сфере стоматологической практики и медицинской клинической психологии. Направление его исследований – это раскрытие сущности психологических проблем пациента и применение специальных техник индивидуально го подхода при выборе способа лечения.Как говорил Сократ: «Невозможно лечить тело, не излечив душу!»

Стоматологи – это специалисты, которым для успешной работы недостаточно только профессиональных навыков и знаний. Как и все профессионалы, работающие в области «человек – человек», они нередко поставлены перед различными вызовами и весьма деликатными психологическими провокациями. Все контакты между стоматологами и пациентами помимо терапевтической, лечебной связи являются системой человеческих взаимоотношений. От того, как будут выстроены эти взаимоотношения, какой характер и ценность они приобретут, будет зависеть в конечном итоге не только комфортность лечения, но и полная его успешность.

С другой стороны, взаимоотношения между стоматологом и пациентом имеют прямое отношение к образу и престижу самого доктора. Исключительно важно, чтобы пациенты имели позитивное отношение к его личности и лечебной деятельности. Крайне необходимо сформировать мнение пациента о док торе как об уважаемом, талантливом специалисте и человеке. Если это так, то совершенно ясно, что стоматолог не может рассчитывать на успех в своей работе, не применив индивидуальный психологический подход к каждому конкретному пациенту. В случае когда стоматолог проявляет должное уважение и принимает во внимание все личностные особенности, у пациента возникает сознательное и неосознанное предрасположение к сотрудничеству с таким доктором. В противном случае в лечении могут наступать осложнения и проблемы. Сперва может возникнуть напряжение в общении, которое потом перерастает в личностный конфликт, и в конечном итоге пациент вообще может отказаться от лечения у такого специалиста.

Короче говоря, все пациенты хотят, чтобы их лечили сердечные, теплые, уверенные, способные, социально интеллигентные и глубоко ответственные врачи-стоматологи. Если стоматолог дорожит своим профессиональным развитием и успехом, этими требованиями, которые не всегда проявляются внешне, нельзя пренебрегать. Совершенно ясно, что кроме прямых профессиональных навыков стоматолог должен уметь со ставить индивидуальный психологический портрет пациента с целью планирования и реализации дальнейшего лечения. Все это может улучшить его работу на действительно научной основе. Пациент – личность с конкретной проблемой, которую обычно можно решить средствами и методами медицины. Но перед таким, чисто медицинским решением между врачом и пациентом возникает связь, которая представляет собой системно организованное человеческое взаимоотношение. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. От характера этих взаимоотношений очень сильно зависит эффективность, содержание и результаты лечения. Многие стоматологи редко учитывают факт, что пациент в психологическом плане является личностью. Причина этого в технологическо-редукционной модели обучения в медицине и стоматологии, которая ведет свое начало еще со времен Декарта. Такая модель центрирована на лечении определенных диагностических групп заболеваний, а не на отдельного конкретного человека. Врач может поставить диагноз, но не рассматривает каждого конкретного человека как личность. В этом смысле усваивание стоматологом определенных психологических знаний и умений может привести не только к увеличению прибыльности практики, но и позволит дать точную оценку индивидуального психологического состояния пациента. Эта оценка позволяет легко наладить связь с пациентом, заслужить его доверие и построить целостный (голистический) подход в лечении каждого больного. Такой под ход к личности человека можно описать с точки зрения психологии.

Общепсихологический подход к индивидуальности человека

Индивидуальные различия между живыми системами – реальный эволюционный факт. У людей эти различия, особенно на уровне психики, выражены очень сильно. Именно они определяют непохожесть нашего мышления и поведения. Не могут существовать две абсолютно идентичные индивидуальности ни в настоящем, ни в прошлом, ни в будущем. Несмотря на сложность проблемы, психология дала достаточно точное понятие человеческой индивидуальности. Чтобы ее описать, были использованы понятия «интериндивидуальные различия» и «интраиндивидуальность». Понятие интериндивидуального различия относится к различиям между людьми или группами людей в границах определенного психологического параметра. Если установить различия между двумя лицами или двумя группами по их интеллигентности, тревожности, агрессивности или чувствительности к свету, мы можем говорить, что идет речь об интериндивидуальном различии, то есть различие в границах определенного свойства, качества или в более сложной психологической совокупности. Эти индивидуальные различия устанавливаются обычно психометрическим путем. То есть используются специальные тесты и другие психологические измерения. С понятием интраиндивидуальности дело обстоит иначе. Целая совокупность отдельных психологических процессов, свойств, состояний, качеств объединена у отдельного человека в единое целое. Это целое реально существует у любого человека и относится только к конкретному индивиду, кто бы это не был – человек или другое существо природы. Именно интраиндивидуальность определяет уникальность человека, его неповторимую идентичность. К сожалению, интраиндивидуальность невозможно измерить. Просто нет такого способа для измерения, как и нет единицы измерения. Даже сама идея о такой величине звучит нелогично. Из- за этой особенности интраиндивидуальности психометрический подход беспомощен перед явлением, названным уникальностью или неповторимостью человеческой личности. Конечно, нельзя пренебрегать фактом, что люди в одном или в другом могут быть похожи, но вопреки этому они все-таки сохраняют свою неповторимость. Необходимо помнить, что нет единой матрицы или общей модели для определения индивидуальности, но существует типологическая оценка личности, а это уже специфическая психологическая задача для врача-стоматолога.

Типологический подход к индивидуальным особенностям пациента

Типология и типологический подход - одни из самых первичных инструментов для дифференциации психологических особенностей личности. Сущность такого подхода выражается в том, что совершается типологизация по качеству, которое или присутствует, или отсутствует. Человек бывает или религиозным, или атеистом, или верующим, или неверующим. В целом можно сказать так - люди бывают двух типов: верующий тип людей или неверующий. Каждая типология обладает неким моментом альтернативности.

Но надо четко понимать, что качество, которое лежит в основе типологизации, не является унитарным во всех случаях. Типологию можно применить, используя и более сложный комплекс качеств. К примеру, этническая типология людей не является единым качеством, так как она содержит в себе целый комплекс этих качеств. С другой стороны, интровертность и экстравертность являются довольно унитарными ориентирами, применяемыми в типологии личности.

Писатели, психиатры и психологи давно предлагают многочисленные типы, в которых люди классифицированы в зависимости от темперамента, от социального поведения, патологии, типа представлений, ценностей, интересов или различных характеристик биологического строения. Самая старая известная система личностной типологии – это система, которая была создана древними астрологами. Другая древняя типология, которая продолжает пользоваться вниманием на протяжении многих веков, основана на преобладании свойств одной из четырех жидкостей и разработана Гиппократом. Еще во II веке Клавдий Гален упоминает о четырех элементах, лежащих в основе темпераментов человека. Поэтому к основным типам можно отнести следующие темпераменты:

• сангвинический (происходящий из преобладания крови),

• флегматический (включающий пре обладание флегмы),

• холерический (при преобладании желтой желчи),

• меланхолический (при преобладании черной желчи).

Кстати, в XVIII веке Иммануил Кант предложил более усовершенствованное вербальное описание этих четырех типов. Сегодня такую жидкостную теорию саму по себе уже невозможно воспринимать всерьез. Хотя, возможно, именно работы Гиппократа и Галена вдохнови ли современных исследователей на по иски биохимических источников, связанных с вариациями человеческого поведения.

В начале XIX века во Франции по явился вариант типологии с тремя элементами. Леон Ростан характеризует эти типы как пищеварительный, мускульный и дыхательно-церебральный. Эта типология позже была принята и модифицирована несколькими немецкими теоретиками. Некоторые из них концентрировались преимущественно на конституциональных предрасположенностях к различным болезням. В на чале XX века работа психиатра Эрнста Кречмера возобновляет интерес к взаимоотношению между физиологией и темпераментом. Он воскрешает три французских типа, но называет их пикнический, атлетический и астенический и добавляет четвертый тип – диспластический, который относится к непоследовательной смеси из компонентов трех основных типов.

Работы Кречмера обеспечили основу для работ американца Уильяма Шелдо на (1940-1942), который вообще отходит от чистой типологии. Он предлагает использовать термин «соматотип», при котором три цифры (каждая основывается на семибалльной шкале) выражают место человека по трем компонентам физиологии.

Все перечисленные до сих пор типологии основываются на анализе или на космических событиях, или на свойствах физиологии человеческого тела, но существует и другой подход к типологии – а именно психологический.

У психологической типологии тоже есть своя длинная история. Здесь можно упомянуть имена и труды таких выдающихся философов и психологов, как Платон, немцы Эдуард Шпрангер и Фридрих Ницше, Уильям Джеймст в XX веке. Самая известная психологическая типология базируется на таких качествах, как экстраверсия/интроверсия (Карл Юнг1921). Юнг рассматривает эти качества как два фундаментальных альтернативных отношения, лежащих в основе человеческого опыта. По его мнению, у каждого из нас есть конституциональное предрасположение к одному или другому. Эти два отношения действуют в комбинации с четырьмя основными психическими функциями: с двумя рациональными (оценочными) функциями – мышление и чувствование и двумя иррациональными(перцептивными) – ощущение и интуиция. Эта типология полезна для клинической стоматологической практики как первичный ориентир поведения пациента. Она используется при применении одного из самых известных тестов в психологии – теста Айзенка для оценки невротизации и экстра/интроверсии.

Для практического использования в стоматологии, по нашему опыту, очень удобна типология, созданная по аналитической биоэнергетической схеме Александра Лоуэна (1985) – врача и психоаналитика из США. Это один из первых последователей Вильхельма Райха, уче ника Зигмунда Фрейда. Также мы широ ко используем достижения профессора Валдо Бернаскони и его неорайхианской школы в Италии и Болгарии (1980). По этому в настоящей работе выбрана типологическая система, взятая из неорайхианской психологии и психиатрии. В данной школе при дифференциальном диагнозе типа человека используются две фундаментальные характеристики индивидуума: характер и личность. Характер воспринимается как генетическое образование, у которого стабильная организация и устойчивость. В этом смысле в дальнейшем построена и указана типология характеров.

Личность интерпретирована как социальная по происхождению. Например, образование, которое люди приобретают в процессе своей индивидуальной жизни и которое позволяет им играть определенные роли. Между прочим, здесь понимание личности довольно точно согласуется с точкой зрения, которая распространена в глубинной психологии. Личность воспринимается как система из качеств и свойств, которые были приобретены в течение жизни и которые заставляют человека вести себя по-разному в различных жизненных ситуациях. С другой стороны, очень интересна и биоэнергетика как составная часть этой неорайхианской школы. Изучение человеческой личности с точки зрения энергетических процессов в организме, безусловно, представляет отдельный интерес. В этой новой эволюционной психотерапии используется язык тела для диагностики и лечения проблем разума. Такой психосоматический подход оценивает влияние эмоционального, физического и психического стресса на организм в целом. В зависимости от соматических проявлений разного характера меняется и план терапевтического лечения. По мнению Лоуэна и Бернаскони, существует прямая связь между личностью и энергетикой, а энергетическое состояние индивида во всех случаях отражается на его поведении. Например, импульсивный человек не может выдержать продолжительное наращивание уровня возбуждения, ему необходима самая быстрая возможная разрядка. Такое часто встречается в клинике при лечении так называемых конфликтных пациентов. В неорайхианской теории и практике разные структуры характера классифицированы и описаны как пять основных типов. Каждый тип, как на психологическом, так и на физическом уровне, имеет

Регулярно читаете статьи по специальности? Подпишитесь на нашу рассылку.

No comments yet